Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Госдума объяснит агрегаторам, что такое такси

В законах предлагают прописать новое толкование термина — чтобы лишить перевозчиков возможности обходить закон

12.09.2023 00:00

Автор: Николай Козин

Госдума объяснит агрегаторам, что такое такси
  © Тимур Ханов/ПГ

В российских законах могут прописать новое толкование термина «услуги такси» — более подробное, комплексное и сложное. Так власти отреагировали на новости о том, что агрегаторы нашли способ обходить запреты и требования нового закона, просто формально поменяв вид деятельности. Подробности  — в материале «Парламентской газеты».

Не «такси», а «аренда»

Комплексный закон о такси, который вступил в силу 1 сентября, профессиональное сообщество восприняло прохладно. Причина — в сложной системе требований, предъявляемых как к самому агрегатору, так и к водителям, на него работающим: от возросшей ответственности за жизнь и здоровье пассажиров и необходимости регулярно проходить медосмотры до строгого запрета работать на нескольких агрегаторов одновременно. Новые обязанности — новые расходы. Поэтому агрегаторы начали придумывать, как обойти закон. И один из таких агрегаторов придумал.

Суть уловки проста: в приложении агрегатора помимо обычного «такси» появился новый тариф «легковые». Если пассажир выбирает его, то он, согласно концепции, не заказывает такси, а арендует на короткий срок машину с водителем, который отвезет его по нужному адресу.

«По легковым тарифам можно уехать дешевле и быстрее. Это новая услуга аренды автомобиля с водителем, договор заключается автоматически. Если хотите его изучить — скачать легко на экране заказа во время поездки или после завершения», — говорится в официальном сообщении компании.

Такая услуга, как «аренда автомобиля с экипажем», в России действительно существует — она прописана в Гражданском кодексе в качестве самостоятельного вида деятельности. И чисто технически на самом деле никак не связана с услугами такси.

Путин заявил, что Правительство занимается вопросом цен на бензин

Не запрещено, но и не разрешено

Связаться с представителями компании «Парламентской газете» не удалось. Однако, например, в «Национальном Совете такси» (НСТ) нашему изданию сообщили, что, пока такой способ обходить закон о такси не станет массовым, детально анализировать его и его возможное влияние на отрасль слишком рано.

«Можно сказать лишь, что это вполне законный вид деятельности, — пояснила президент НСТ Наталия Лозинская. — Но в целом — закон только-только приняли, ничего подобного у нас на постсоветском пространстве никогда не существовало, и, конечно, какое-то время отрасль будет к нему адаптироваться. Пока что мы видим только два серьезных недочета: высокую стоимость ОСАГО, которая как раз и влияет на цены на услуги, и отсутствие нужных реестров в регионах. Как только эти барьеры мы преодолеем, останутся какие-то мелкие моменты, которые рынок сам утрясет».

Путин подписал указ о компенсации военной пенсии участникам СВО

В Государственной Думе к действиям агрегатора отнеслись настороженно. Так, по словам  депутата Николая Новичкова, такой способ обхода ограничений, прописанных в законе, ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров.

«Смысл новаций — как раз в том, чтобы наладить режим труда и отдыха водителей и обезопасить пассажиров от разного рода опасных ситуаций, — отметил депутат в беседе с «Парламентской газетой». — Поэтому где гарантия, что люди, выбравшие новый тариф — с «арендой транспортного средства», — не получат водителя, отработавшего 16-20 часов подряд, и что он нормально довезет их от одного места до другого? Конечно, такие способы обойти требования недопустимы — даже если формально они соответствует действующему законодательству».

Глава Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков, в свою очередь, допустил, что в новый закон внесут поправки, чтобы ограничить агрегаторам возможность его обхода.

«Самый простой и действенный вариант, на мой взгляд, — изменить само толкование термина «услуги такси», — пояснил депутат. — Сделать его более глубоким и объемным, чтобы сопутствующая деятельность — та же аренда автомобиля с экипажем — тоже в него входила. И тогда подобные действия агрегаторов автоматически станут незаконными и будут вести за собой надлежащее наказание».

По словам Анатолия Аксакова, к обсуждению этого вопроса депутаты могут приступить уже в ближайшее время. Однако быстро принять поправки не получится — как отметили в «Национальном союзе таксистов», чтобы приравнять аренду автомобиля к услугам такси, нужно будет менять в том числе и положения Гражданского кодекса.

Читайте также:

• Минтранс попросил регионы не останавливать легализацию такси