Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

25.04.2024Голикова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

Города берут инициативу на себя

После «романтического» этапа 90-х годов, связанного со становлением законодательства о местном самоуправлении, многие надежды опрокинула суровая реальность…

04.04.2016 15:56

Автор: Николай Калинин

Города берут инициативу на себя
Благоустройство городов зависит в том числе и от активности граждан. Фото Геннадия Михеева

В Совете Федерации прошло совместное заседание Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Союза российских городов. Оно было приурочено к 25-летию этой организации. Тема заседания, которое вела заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова, «Опыт российских городов в решении задач развития территорий».

СОЮЗ МЭРОВ

Сегодня в Союз российских городов входит 87 муниципальных образований, 69 из которых являются центрами субъектов Российской Федерации. Он был создан 13 марта 1991 года, в сложное для страны время, когда не по дням, а по часам набирал обороты кризис буквально во всех сферах нашей жизни. В таких условиях те из мэров, кто объединился в Союз с целью содействия становлению и развитию местного самоуправления в стране, больше выглядели друзьями по несчастью. Но шаг был оправданным, иначе могло быть и хуже. Президент Союза в 1992-1998 годах Валерий Кирпичников в нашем разговоре так вспоминает то время:

- Годы были сложные, но местное самоуправление развивалось. Мы сделали даже больше, чем планировали и о чем мечтали. На самом деле тогда местное самоуправление работало реально.

А вот сейчас, по словам экс-президента, местного самоуправления как такового… нет вообще: ни денег, ни свободы, ни полномочий на местах нет. Например, во времена перестройки, в переходный период после распада СССР, во время радикальных реформ 90-х совокупные расходные полномочия муниципалов в консолидированных расходах страны составляли 32-33 процента. А в начале 2000-х годов эта цифра снизилась до 11 процентов.

Солидарен с коллегой первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий.

- Мы очень хотели, чтобы в нашем бюджетном законодательстве были более четко прописаны возможности для обеспечения финансовой самостоятельности муниципалитетов, — говорит Аркадий Чернецкий. — И в один прекрасный момент нам удалось получить подпись президента страны под документом, который обязывал Правительство России до 1 декабря 1996 года представить утвержденные минимальные социальные стандарты. Но до сих пор это решение не выполнено.

Поясним, что государственные минимальные социальные стандарты — это гарантированный государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории страны набор услуг, оказываемых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов. Если даже такой крайне необходимый для улучшения социального самочувствия граждан шаг сделать так и не удалось, то стоит ли удивляться тому, что до сих пор финансовая проблема остается острейшей для местного самоуправления.

Сегодня в Союз российских городов входит 87 муниципальных образований, 69 из которых являются центрами субъектов Российской Федерации. Он был создан 13 марта 1991 года, в сложное для страны время, когда не по дням, а по часам набирал обороты кризис»

МЕСТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

В такой ситуации важнейшей практической задачей для Союза российских городов стало не требующее больших денежных вливаний налаживание эффективной системы управления на местном уровне. Это касается продвижения лучших муниципальных практик, вопросов, связанных с капитальным ремонтом, аварийным жильем, частно-муниципальным партнерством, стратегическим планированием развития городов. Всем этим в той или иной мере Союз и занимается. Например, проводит форумы лучших муниципальных практик. Вот что нам рассказал об этом мэр Новосибирска Анатолий Локоть:

- В нашем городе насчитывается свыше 160 советов ТОС. Они объединяют активных граждан, которые в сложных бюджетных условиях занимаются благоустройством своих территорий и домов, патриотическим воспитанием молодежи, подготовкой праздничных мероприятий, созданием летних лагерей для трудных подростков. На последней конференции ТОС родился девиз: «От благоустройства дворов до благоустройства душ и отношений». Как бы трудно ни было с бюджетом, мы осуществляем грантовую поддержку конкурсов на лучшее оформление двора, на лучший снежный городок, предоставляем советам ТОС помещения, где они могут собраться.

Безусловно, то, о чем говорил мэр Новосибирска, полезно и нужно. Но очевидно и то, что значение и роль местного самоуправления должны быть в нашей жизни неизмеримо выше. Недавно был принят Закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», основываясь на который Союз российских городов создал структуру (так называемый проектный офис) для содействия муниципалитетам в определении их конкурентных преимуществ с целью использования потенциала российских городов для социально-экономического развития государства. Одним из инструментов реализации задачи стало создание городских агломераций, когда благодаря эффективному межмуниципальному взаимодействию должно осуществляться бурное развитие территории.

Идея не нова. Например, еще в тяжелые 90-е годы на Дальнем Востоке взялись за создание техноэкополиса «Комсомольск-на-Амуре — Амурск — Солнечный». Заказчиком этой инновационной программы выступил позже упраздненный Госкомсевер. Главной идеей было перевести хозяйственный комплекс территории на принципы саморазвития на основе освоения имеющегося мощного промышленно-индустриального и природно-ресурсного потенциала. Предпосылки для этого были отличные, но рывка не случилось. По мнению экспертов, дальневосточные города не смогли вписаться в рыночные реформы, а государство своевременно не подставило им свое плечо. Например, предусмотренное в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года» финансирование всегда оставляло желать много лучшего. Лишь крохи государственного пирога доходили до региона. Потому сегодня за редким исключением некогда процветавшие предприятия находятся в упадке, а муниципальные службы едва успевают латать дыры в изрядно обветшавшем городском хозяйстве. И таких примеров по стране множество, что лишний раз доказывает, что при всех прочих условиях финансовая основа остается главенствующей. Без нее и местное самоуправление будет не более чем пустым звуком.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3656