Достройка жилья обманутых дольщиков ускорится

Депутаты Госдумы предложили эффективное решение старой проблемы

Достройка жилья обманутых дольщиков ускорится

Николай Николаев. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Регионы вскоре могут получит все необходимые правовые механизмы для решения проблемы обманутых дольщиков. Согласно разработанному депутатами Госдумы законопроекту, достраивать незавершённые объекты поручат специально созданным фондам за счёт средств федерального бюджета, субъектов Федерации, муниципалитетов и компенсационного фонда. В то же время подготовленный документ значительно расширяет возможности граждан, решивших приобрести жильё по новым правилам. Более подробно о новых мерах поддержки участников долевого строительства в интервью «Парламентской газете» рассказал один из авторов проекта закона, глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

- Николай Петрович, кажется, все необходимые поправки в жилищное законодательство для защиты участников долевого строительства были внесены ранее. Но ваш законопроект, по сути, донастраивает ранее утверждённую систему безопасности дольщиков?

- Можно и так сказать. В прошлом году мы приняли поправки, которые позволили госкомпании «ДОМ.РФ» и Фонду защиты прав участников долевого строительства создать некоммерческую организацию в формате фонда для достройки проблемных объектов. Но для того, чтобы работа «на земле» шла более эффективно, мы предлагаем наделить и регионы правом создания таких фондов. Это позволит субъектам более оперативно и решительно самим устранять имеющиеся проблемы.

- За счёт каких средств предлагается финансировать эти фонды?

- В законопроекте мы чётко прописываем, что источниками финансирования завершения строительства являются средства федерального и регионального бюджетов, муниципалитетов и иных публично-правовых образований. Также возможно будет привлечь средства компенсационного фонда, который был создан два года назад. Сейчас все застройщики отчисляют туда 1,2 процента от стоимости договоров долевого участия. В ближайшее время фонд будет докапитализирован по решению Правительства.

Хочу обратить внимание ещё вот на что: речь ни в коем случае не идёт о создании государственного застройщика. Для достройки проблемных объектов будут создаваться именно некоммерческие организации — в каждом регионе своя.

- В связи с созданием таких фондов и определением источников финансирования потребуется ли вносить какие-то дополнительные изменения в региональное или муниципальное законодательство?

- Ранее часто слышали от регионов и тем более от муниципалитетов, что у них нет законодательной возможности направлять средства на достройку проблемных объектов. Так вот теперь она появится на федеральном уровне. Никаких дополнительных изменений в местные законы нововведение не потребует, так как в прошлом году мы уже приняли норму, позволяющую регионам направлять средства на достройку объектов. Этим законопроектом мы значительно расширяем возможность привлечения средств для решения всех вопросов с проблемным недостроем.

- Ещё вы предлагаете закрепить на законодательном уровне реестр проблемных объектов. Но ведь подобный список и сейчас существует на сайте Минстроя. В чём различие?

- Если мы говорим, что на достройку проблемных объектов будут направляться и федеральные, и региональные, и средства фонда, то, конечно, мы должны понимать, на что именно направляются деньги. Мы должны внимательно относиться к тому, чтобы все проблемные объекты были учтены. На этот счёт имеется и соответствующее поручение президента: чтобы в стране появился единый официальный перечень проблемных объектов. В настоящее время этот вопрос регулируется приказом Минстроя. В документе прописаны признаки, согласно которым дольщики признаются обманутыми.

Но нужно понимать, что это всё-таки ведомственный нормативный акт, и многие позиции по нему носят заявительный характер. Мы же предлагаем создать федеральный реестр. Что это даёт? Если объект признан официально проблемным, то автоматически появляются обязательства по его достройке. Ведь сейчас люди жалуются именно на то, что объект проблемный, но официально его статус нигде не отражён. Предлагаемая норма должна снять все эти вопросы.

- А критерии оценки проблемных объектов сохранятся прежние или будут внесены уточняющие поправки?

- Мы их уже внесли в прошлом году, очень серьёзно доработав соответствующие нормы. Сейчас мы продолжаем работать над прозрачностью отрасли, в том числе в нашем законопроекте предлагаем уточнить ряд деталей по работе единой информационной системы жилищного строительства. Эта система должна чётко показывать нарушение сроков сдачи объектов и их причины. Механизм признания объекта проблемным должен стать автоматическим. Не сдали в срок дом — он становится проблемным.

К этому нужно стремиться. Потому что с позиции людей причины, по которым застройщик вовремя не сдал дом, не важны. Они заплатили деньги за квартиру, а стройкомпания пообещала её построить. Эти обязательства должны быть выполнены в срок и в полном объёме.

- Помимо решения вопросов с достройкой проблемных объектов, какие ещё механизмы поддержки дольщиков предусматривает ваш законопроект?

- Мы предлагаем использовать землю, которая находится под объектами, в качестве залога в банке. Это позволило бы застройщикам снизить затраты на получение в уполномоченных кредитных организациях проектного финансирования. Оно станет дешевле, соответственно, появится возможность для снижения стоимости квартир. Эти вещи взаимосвязанные.

- Вы также предлагаете использовать средства материнского капитала на приобретение строящегося жилья через счета эскроу. Уполномоченные банки уже готовы к такой новации? Им не потребуется серьёзно перестраивать свою деятельность?

- Одна из целей материнского капитала — улучшение жилищных условий. И было бы вполне логично с появлением нового механизма финансирования долевого строительства через эскроу-счета, который надёжно защищает деньги дольщика от возможных злоупотреблений застройщика, расширить возможность использования маткапитала в новых условиях. Напомню, что все деньги граждан, размещённые на эскроу-счетах, застрахованы на сумму до 10 миллионов рублей, что полностью устраняет риски потери средств в случае банкротства кредитной организации. Что касается мнения профессионального сообщества, то на стадии разработки законопроекта банки положительно оценили наше предложение. Ведь все они давно уже работают со средствами материнского капитала, механизмы известны, и ничего нового в них мы не привносим.

Просмотров 28984

05.04.2019 16:53





Загрузка...

Популярно в соцсетях