Долг за газ платежом красен…
Однако областные потребители погашать долги пока не спешат
Оказывается, неплатежи за газ характерны не только для Украины, о чем пишут федеральные и региональные СМИ. В настоящее время большинство субъектов Российской Федерации, а это ни много ни мало — 57 регионов, имеют большую задолженность по «голубому топливу». И в числе первых в списке должников, к сожалению, стоит Московская область, предприятия различных форм собственности которой задолжали ООО «Газпром межрегионгаз Москва» — дочке «Газпрома» около 17,8 миллиарда рублей.
На недавнем пленарном заседании Совета Федерации член Комитета по социальной политике, представитель в палате от Московской области Валерий Аксаков как раз и поднял эту тему.
РФС: Валерий Евгеньевич, почему вы решили выступить на заседании Совета Федерации?
Валерий Аксаков: Дело в том, что неплатежи за газ в субъектах Федерации стали уже постоянными. А почему так происходит? Почему образуются долги? Кто в этом виноват? Эти вопросы требуют ответа. И если эта проблема превратилась в системную, характерную для многих регионов страны, ее надо решать, в том числе, на федеральном уровне. Поэтому я и решил выступить на заседании Совета Федерации.
РФС: А какая ситуация с неплатежами в Московской области?
Валерий Аксаков: К апрелю 2014 года долги областных предприятий жилищно-коммунального хозяйства ООО «Газпром межрегионгаз Москва» выросли до 12,3 миллиарда рублей, из них просроченная задолженность составила 8,6 миллиарда рублей. Кроме того, почти 1,5 миллиарда рублей должен «Водоканал» Московской области и 1,9 миллиарда — коммерческие организации, которые арендуют муниципальные тепловырабатывающие предприятия. Более одного миллиарда рублей задолженности лежит на предприятиях, которые сегодня прекратили работу в результате банкротства, либо находятся под мораторием.
Отдельный вопрос — задолженность за газ организаций, финансируемых из федерального бюджета. На сегодняшний день она составляет 2,7 миллиарда рублей. Основной долг из этой суммы приходится на ОАО «РЭУ» — организацию, входящую в холдинг ОАО «Оборонсервис», являющуюся единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных ему организаций на территории области.
Среди муниципалитетов самый высокий долг накоплен предприятиями Сергиево-Посадского района — почти 1,4 миллиарда рублей. Но в черном списке должников более ста предприятий коммунального хозяйства из Орехово-Зуевского, Клинского, Наро-Фоминского, Пушкинского и других муниципальных районов, поставляющие в жилые дома тепло и воду.
РФС: А каковы, на ваш взгляд, причины неплатежей за газ в Подмосковье и в других регионах?
Валерий Аксаков: Обозначу несколько причин возникновения задолженности тепловырабатывающих предприятий за потребленный газ.
Первая. Тарифы на газ растут опережающими темпами по сравнению с ростом тарифов на тепловую энергию, что объективно ведет к постепенному из года в год увеличению производственных издержек и ухудшению финансовых результатов предприятий — потребителей газа. Вопрос непростой. Его нельзя кардинально решить на уровне предприятия или отдельного региона без изменения тарифной политики на федеральном уровне.
Вторая. В Московской области, как и в других субъектах Федерации, катастрофически изношены объекты коммунальной инфраструктуры. Средний износ оборудования котельных и коммунальных сетей по области составляет порядка 70 процентов, а в половине муниципальных образований износ сетей приближается к 100 процентам. Неудивительно поэтому, что в 2013 году в системе ЖКХ Московской области было зафиксировано более 1150 аварий, то есть практически по три аварии в день, а теплопотери и потери воды оцениваются в 13 и 20 миллиардов рублей соответственно. А ведь за них тоже надо платить.
Третья. Существует временной разрыв между реальным сезонным потреблением газа населением и применяемой в настоящее время системой расчетов за газ при отсутствии приборов учета.
Четвертая. Злоупотребления, которые допускаются коммунальными предприятиями и управляющими компаниями в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, нецелевое использование финансовых средств, участившееся преднамеренное банкротство компаний-должников.
Пятая. Несвоевременные, не в полном объеме платежи со стороны населения за коммунальные услуги. В среднем собираемость оплаты за газ с населения области составляет 94 процента, при этом в установленный срок платят не более 70 процентов населения.
И еще об одной причине хочу сказать особо. Она связана с массовым жилищным строительством на территории области. За последние 10 лет жилищный фонд Подмосковья увеличился более чем на 30 миллионов кв. м, что равноценно площади всего жилищного фонда таких областей, как Рязанская, Вологодская, да и многих других. Этому крупномасштабному проекту трудно дать рациональное объяснение как с точки зрения интересов населения области, так и страны в целом, учитывая вымывание активной части трудоспособного населения из других регионов, в котором они так нуждаются.
Так и не решив за эти годы проблемы ветхого и аварийного жилья, масштабное жилищное строительство породило массу других проблем, в том числе в определенной мере проблему неплатежей за энергоресурсы. Граждане, в том числе из других регионов, скупают квартиры в новостройках в расчете продать их подороже в будущем, не регистрируются и любыми путями уклоняются от платы за отопление, электроэнергию. В некоторых новых жилых комплексах доля неплательщиков достигает 40 процентов. Это тоже вносит свой вклад в проблему накопления долгов за энергоресурсы.
РФС: Что же, на ваш взгляд, следует предпринять для решения вопроса неплатежей?
Валерий Аксаков: В настоящее время правительство области ведет достаточно активную и разноплановую работу для решения проблемы неплатежей за газ. Создана Межведомственная комиссия по урегулированию задолженности по неплатежам за топливно-энергетические ресурсы, принято решение о переходе на оплату коммунальных услуг населением через единый расчетно-кассовый центр, усилен контроль за целевым расходованием средств, платежной дисциплиной в целом, возбуждаются уголовные дела на недобросовестных руководителей-дельцов и тому подобное.
Однако эти меры пока не дали должного эффекта. Поэтому надо срочно договариваться с руководством ООО «Газпром межрегионгаз Москва» об условиях и сроках реструктуризации и погашения образовавшейся задолженности на основе индивидуального подхода к каждому должнику и как можно быстрее приступить к полномасштабной реализации программы модернизации системы теплоснабжения, в первую очередь в муниципалитетах — основных неплательщиках. То, о чем говорил губернатор области Андрей Воробьев в ежегодном обращении в январе этого года.
Что касается правового урегулирования вопроса повышения платежной дисциплины в сфере поставок энергоресурсов, то, на мой взгляд, целесообразно внести ряд изменений в федеральное законодательство. В частности:
— увеличить уставной и резервный фонд управляющих компаний, организаций, собирающих платежи от населения, до объема, покрывающего задолженность по платежам за определенный период времени, а также страховать соответствующие хозяйственные операции;
— установить субсидиарную ответственность собственников тепловырабатывающих предприятий по долгам организаций, арендующих либо эксплуатирующих на ином праве данные предприятия, за потребленные энергоресурсы;
— предусмотреть заключение договоров энергоснабжения (газоснабжения) исключительно с собственниками энергопотребляющего (газоиспользующего) оборудования.
Также назрела необходимость определенной корректировки тарифной политики. Сложившаяся ситуация в экономике настоятельно требует снижения темпов ежегодного роста тарифов на энергоресурсы не выше планируемой инфляции либо принятия более радикальной меры — введения моратория на повышение тарифов хотя бы на краткосрочный период. Такой шаг, безусловно, оказался бы полезным для поддержки и реальной диверсификации экономики регионов и страны в целом.