Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Чтобы желания соответствовали возможностям

Министр финансов Антон Силуанов в последнее время стал частым гостем в Совете Федерации.

Совсем недавно на предыдущем пленарном заседании палаты он отчитывался перед сенаторами за исполнение федерального бюджета за 2012 год. Но не прошло и двух недель, как министр на парламентских слушаниях представил парламентариям основные параметры главного финансового документа страны — проекта федерального бюджета на 2014—2016 годы.

16.10.2013 15:56

Чтобы желания соответствовали возможностям
Министр финансов презентовал сенаторам проект госбюджета. / Фото ИГОРЯ САМОХВАЛОВА «РФ СЕГОДНЯ»
Хотя проект бюджета является совер­шенно новым документом, он уже настолько много и часто обсуждался на различных политических «площад­ках», что в докладе главы Минфина не было какой-то особенно свежей информации, которая так или иначе уже не звучала бы, в том числе и в сте­нах Совета Федерации. А вот в других выступлениях она была. Так, открывая слушания, спикер палаты Валентина Матвиенко очень четко и однозначно обозначила, чего ждет палата регио­нов от будущего бюджета, с чем се­наторы не согласны и какие приори­теты они будут отстаивать в дальней­шей работе над этим документом. Судя по всему, при имеющемся понимании, чего этот бюджет раз­рабатывался в напряженной макро­экономической ситуации как внутри страны, так и в мире, когда при па­дении темпов экономического роста приходится одновременно решать две трудносовместимые задачи — ограничивать бюджетные расходы и выполнять все социальные обязательства — вопросов и претензий к проекту основного финансового до­кумента страны набирается немало.
 
И это при том, как подчеркнула Председатель Совета Федерации, что многие предложения палаты, выска­занные еще по концепции формиро­вания федерального бюджета на три предстоящих года, правительством были учтены. В сложившихся услови­ях, заявила Валентина Матвиенко, от всех требуются новые нестандартные решения, нацеленные на повышение экономического роста. И ряд подхо­дов, по ее мнению, предусмотренных прогнозом социально-экономическо­го развития, — это, безусловно, шаги в правильном направлении.
 
Но вот прогноз социально-эконо­мического развития страны на 2014 — 2016 годы выглядит достаточно амби­циозно, считает спикер Верхней па­латы парламента. В нынешнем году, заявила Валентина Матвиенко, при­рост ВВП составит, по экспертной оценке, лишь 1,8 процента, основной же вариант прогноза предполагает, что в 2014 году этот показатель достиг­нет 3 процентов. Насколько реали­стичны эти планы, и насколько Минэ­кономразвития готово нести за них от­ветственность? Председатель Совета Федерации напомнила, что год назад утвержденный парламентариями за­кон о бюджете исходил из прогноза, что прирост ВВП в 2013 году составит 3,7 процента, в 2014 году — 4,3 про­цента, дефицит федерального бюд­жета в 2015 году прогнозировался почти нулевым. Теперь же в представ­ленном проекте в 2015 году дефицит бюджета предусмотрен в размере одного процента ВВП. И так, подчер­кнула Матвиенко, со многими други­ми показателями.
 
Естественно, что Совет Федерации как палату регионов больше всего беспокоят межбюджетные отношения и обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. В этой связи спикер палаты отметила, что объем трансфертов региональным бюдже­там в 2014 году снизится по сравне­нию с текущим годом почти на 6 про­центов и составит 1 361 млрд рублей. Однако настораживает то, что сокра­щение федеральной помощи про­исходит на фоне замедления роста доходов регионов, увеличения рас­ходных обязательств и нарастающего дефицита региональных бюджетов. В следующем году он может составить уже 220 миллиардов рублей, заявила Валентина Матвиенко. Все это ведет к значительному росту долгового бре­мени бюджетов субъектов Федерации.
 
Казалось бы, проект бюджета предусматривает бюджетные креди­ты регионам в размере 200 миллиар­дов рублей. Но вернуть субъектам Фе­дерации предстоит уже 340 миллиар­дов. Очевидно, что многим регионам вновь придется прибегнуть к дорогим заимствованиям у банков, а ведь уже сейчас уровень долговой нагрузки в ряде субъектов создает реальный риск неисполнения расходных обя­зательств. По мнению Валентины Мат­виенко, следует разработать специ­альный комплекс мер, нацеленный на повышение эффективности дол­говой политики регионов и сокраще­ние объема их долговых обязательств, прежде всего за счет реструктуриза­ции бюджетных кредитов и снижения доли банковских кредитов в структуре долга региона.
 
Крайне важно, подчеркнула Вален­тина Матвиенко, так выстраивать меж­бюджетные отношения, чтобы транс­ферты стали стимулом для само­стоятельного развития регионов. Она обратила внимание правительства на то, что одним из таких стимулов высту­пают дотации на выравнивание бюд­жетной обеспеченности. Проект бюд­жета предусматривает индексацию таких дотаций на 5 процентов еже­годно в 2014-м и 2015 годах. Вместе с тем, в 2016 году дотации не будут про­индексированы в соответствии с уров­нем инфляции.
 
На расширение финансовой са­мостоятельности регионов направ­лена и новая схема формирования единой субвенции, заявила Валенти­на Матвиенко, отметив, что принятие этого решения полностью соответствует рекомендациям Совета Феде­рации. Предусмотрено увеличение помощи регионам на реализацию майских Указов Президента. В этом федеральном бюджете она вырастет на 50 миллиардов рублей к 2016 году.
 
 
При всей сложности экономиче­ской ситуации и необходимости со­кращения бюджетных расходов есть и другие статьи федерального бюд­жета, на которые просто не должна подниматься рука, считают в Совете Федерации. По мнению Валентины Матвиенко, в бюджете следует пред­усмотреть средства для финанси­рования в полном объеме уже взятых обязательств в области образования, науки, здравоохранения, предусмо­тренных майскими Указами главы го­сударства, который подчеркнул, что все социальные обязательства перед гражданами должны быть, безуслов­но, исполнены. Выполнение этих за­дач, кроме всего прочего, — вопрос доверия граждан государству. Только при нем возможно устойчивое раз­витие Российского государства и об­щества в целом, заявила Председа­тель Совета Федерации.
Среди основных приоритетов Ва­лентина Матвиенко назвала финан­сирование мер по реализации Наци­ональной стратегии действий в инте­ресах детей на период до 2017 года. Она обратилась к Минфину с пред­ложением   рассмотреть   возмож­ность выделения в бюджете не менее 100 миллиардов рублей на разви­тие программы софинансирования строительства детских садов. Еще один приоритет — финансирование культуры, что определено Указом Президента, в соответствии с которым 2014 год в России объявлен одом культуры. Минфин выделил дополни­тельные средства на его проведение, правда, вместо обещанных 4 милли­ардов денег оказалось почти на чет­верть меньше. Да еще и Министер­ство культуры получило сокращение своего бюджета в сравнении даже с этим годом. Такое положение дел вызывает настороженность, заявила Валентина Матвиенко, и Совет Феде­рации будет держать этот вопрос на контроле.
 
 
В ходе слушаний прозвучало мно­го интересных выступлений. На три­буну выходили и правительственные чиновники, и сенаторы и даже главы регионов, высказывались различные, порой противоречивые, прогнозы и неожиданные предложения. Вот, на­пример, о чем говорил губернатор Костромской области Сергей Сит­ников. По его мнению, для решения первоочередных проблем необходи­мо, прежде всего, проанализировать и пересмотреть перечень полномо­чий, закрепленных за Федерацией регионами и муниципалитетами. Далее, провести ревизию действую­щей системы межбюджетных отно­шений, предусмотреть финансовое обеспечение расходов региональных бюджетов, связанных с изменением федерального законодательства. И в ближайшее время наложить мо­раторий на принятие федеральных законов, приводящих к росту расхо­дов бюджетов регионов. Бюджетный кодекс, заметил губернатор, пред­усматривает, что ответственность за принятие тех или иных расходных обя­зательств по законодательству несет тот орган, который их принимал. На практике это не работает.
 

По мнению Сергея Ситникова, нуж­но ввести реальный механизм стиму­лирования регионов, обеспечиваю­щих рост собственных доходов. И, без сомнения, следует наводить порядок с «серыми» и «черными» зарплатами, так же, как и с налогами на доходы физических лиц. На взгляд губернато­ра, поступление НДФЛ должно быть направлено в тот субъект, где гражда­нин, его семья проживают и получают государственные и муниципальные услуги. Как полагает глава Костром­ской области, если эти вопросы будут решены, то хотя бы частично удастся сбалансировать региональные бюд­жеты и обеспечить достойные условия для жизни граждан.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5135