Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Цены на бензин обуздают возвратным акцизом

С 1 января заработал механизм, позволяющий более гибко регулировать ситуацию на топливном рынке

30.01.2019 17:47

Автор: Валерий Филоненко

Цены на бензин обуздают возвратным акцизом
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Правительство не видит смысла в том, чтобы продлевать достигнутые с нефтепереработчиками договорённости о сдерживании розничных цен на моторное топливо. Вернуть стабильность на топливном рынке призван введённый с 1 января этого года механизм возвратных акцизов: чем больше обеспечишь отечественные АЗС бензином и соляркой, тем больше вернёшь средств, уплаченных в виде отчислений. Так охарактеризовал складывающуюся ситуацию с топливом вице-премьер Дмитрий Козак в ходе «правительственного часа» в Совете Федерации 30 января.

Помимо демпфирующего инструментария, дальнейшему развитию топливного рынка, по мнению зампреда кабмина, поспособствует совершенствование стимулирующих мер для повышения эффективности нефтедобычи, объём которой, если уже сегодня не предпринять экстренных мер, к 2035 году может сократиться на 40 процентов.

Если будет плохо, повысим пошлины

Вопрос стабильности на топливном рынке страны имеет не только принципиальное социальное значение, но во многом определяет и самочувствие разных сфер экономики, темпы роста которой до 2024 года решено довести до уровня выше среднемировых. Правительство и Центробанк в прошлом году приняли ряд эффективных мер по обеспечению макроэкономической стабильности, что позволило, несмотря на волатильность на внешнем нефтяном рынке, сохранить устойчивость национальной валюты.

В Росстате рассказали о росте цен на топливо за неделю
При этом пробочным эффектом высоких мировых цен на нефть стала непростая ситуация на внутреннем топливном рынке, что потребовало от кабмина и обеих палат российского парламента чётких слаженных действий. Дмитрий Козак напомнил события прошлой весны, когда маржинальность внутреннего рынка стала существенно ниже внешней. Превышение экспортной рублёвой выручки над внутренними ценами в мае прошлого года составило девять тысяч рублей за тонну бензина марки Аи-92, а в сентябре достигло 14,5 тысячи рублей. А так как экономический интерес всегда пробивает себе дорогу, то такой перекос спровоцировал увеличение расценок на ГСМ на внутреннем рынке на 20 процентов.

Правительством совместно с Советом Федерации и Госдумой были приняты оперативные и сбалансированные меры, которые помогли предотвратить угрозу галопирующего роста стоимости бензина и дизтоплива на российских заправках. Помимо снижения с 1 июня акцизов на нефтепродукты, с нефтяными компаниями были достигнуты договорённости по ограничению роста розничных цен и оговорены минимальные объёмы поставок топлива на внутренний рынок. В то же время была пресечена неправомерная деятельность спекулянтов на бирже и проверены независимые АЗС на предмет определения степени их влияния на топливные цены. В ряде регионов факты монополизации рынка были выявлены, и теперь они находятся в зоне внимания ФАС.

В конце прошлого года с десятью нефтяными компаниями было заключено ещё одно соглашение о стабилизации цен на ГСМ на розничном рынке, альтернативой которому могло стать введение заградительных пошлин. Договорённость действует до конца марта текущего года, но особой нужды её продлевать, по мнению Козака, нет, так как с 1 января заработал новый регулирующий механизм — возвратный акциз. Мера, введённая в рамках налогового манёвра, предполагает возврат акцизов с объёмов нефти, которые идут на переработку на крупные модернизированные российские НПЗ.

Механизм работает просто: дополнительные доходы нефтяных компаний при высоких экспортных ценах на сырую нефть через бюджетный механизм распределяется предприятиям нефтепереработки для частичной компенсации разницы между закреплённой законом внутренней ценой и экспортной альтернативой. Иными словами, больше переработаешь углеводородов и направишь на отечественные АЗС — больше вернёшь средств. Именно этот механизм, убеждён Козак, должен положить конец ручному управлению на топливном рынке.

Дмитрий Козак. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

По словам вице-премьера, с нового года рост цен на бензины и дизель на АЗС нефтяных компаний находится в пределах оговоренных в соглашении 1,7 процента даже с учётом роста НДС и по прогнозам не должен в дальнейшем превысить уровень инфляции. «Ситуация с обеспечением топливом стабильная, доходность розничного сегмента достаточная для ведения бизнеса как крупных компаний, так и независимых АЗС», — отметил он.

Козак при этом подчеркнул, что в случае существенного роста мировых нефтяных котировок или ослабления курса рубля «механизм демпфера станет уже недостаточно эффективным для балансировки внутреннего топливного рынка». Поэтому законом в качестве страховочного механизма предусмотрена возможность временного введения заградительных экспортных пошлин, что позволит переориентировать нефтяные компании на внутренний рынок и избежать дефицита ГСМ.

Как будет развиваться топливный рынок

Чтобы добиться решительного качественного роста на российском топливно-энергетическом рынке в ближайшие годы, кабмин запланировал сформировать здесь максимальную добавленную стоимость за счёт увеличения глубины переработки углеводородного сырья на НПЗ.

Нефть всё дешевле, бензин всё растёт. В чью пользу парадокс?
Но для того чтобы было, что перерабатывать, следует уже сегодня задуматься о темпах и эффективности нефтедобычи. В настоящее время, по оценкам Козака, она находится на пике своих возможностей и в 2021 году может достичь 570 миллионов тонн. Потом, если ничего не предпринять, неминуем спад вплоть до потери в 2035 году 40 процентов от текущих объёмов.

Причина таких безрадостных перспектив кроется в том, что открытые и освоенные в былые годы сравнительно дешёвые запасы углеводородного сырья позволяли снимать рентные налоги до 68 процентов от выручки. Однако с каждым годом растёт доля трудноизвлекаемых запасов, соответственно, увеличивается себестоимость добываемой нефти, при этом число новых дешёвых месторождений не прибавляется должными темпами.

Ситуацию исправят снижение фискальной нагрузки на отрасль, мощные инвестиции и внедрение современных инновационных технологий. Для этого в Правительстве будет разработана «дорожная карта», которая предусматривает до конца текущего года проведение инвентаризации уже разведанных месторождений и последующий анализ экономических перспектив их развития.

«И здесь нужны прозрачные и правильные методики оценки и тех запасов, что стоят на балансах нефтяных компаний и тех, что только разведаны, — пояснил Дмитрий Козак. — Также необходимо разработать комплекс стимулирующих мер для различных категорий месторождений. Это и расширение применения налога на дополнительный доход, и вычеты из НДПИ для традиционных регионов, и увеличение льгот для малых месторождений и третичных методов отдачи нефти».

С учётом полученных результатов инвентаризации кабмин надеется уже через год получить полное понимание, какие месторождения нуждаются в снижении фискальной нагрузки с учётом экономического смысла их освоения.

«При этом дополнительные стимулирующие преференции будут предоставляться при условии подписания нефтяными компаниями соглашений с принятием на себя конкретных инвестиционных обязательств по освоению конкретных месторождений. Также в этих обязательствах будет прописано использование только российских технологий, в том числе и цифровых», — сказал зампред Правительства.

По словам вице-премьера, с нового года рост цен на бензины и дизель на АЗС нефтяных компаний находится в пределах оговоренных в соглашении 1,7 процента даже с учётом роста НДС.

Потребности в нефтегазовом оборудовании и прочих технических новшествах должен будет определить центр компетенций, созданный на базе Минэнерго и Минпромторга. Для этих же целей в России будут созданы технологические полигоны, где будут ускоренно отрабатываться новые технологии в сфере геологоразведки и добычи «трудной нефти», а также внедрён комплекс стимулирующих мер по производству конкурентоспособного оборудования в рамках нацпроекта «Международная кооперация».

Ещё одна важнейшая задача — повышение эффективности использования добываемой нефти. Здесь у страны, по словам Козака, имеется большой, пока ещё незадействованный потенциал.

«Как минимум пять-семь миллионов тонн сжиженных углеводородных газов уходит на экспорт без переработки. А это 10 миллионов тонн нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью — от 40 до 200 процентов к цене входящего сырья. Более семи миллиардов долларов дополнительного несырьевого экспорта в год и более 10 тысяч высокотехнологичных рабочих мест», — заключил вице-премьер.

Подводя итог «правительственного часа», спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала состоявшееся обсуждение темы предметным и содержательным, так как и Дмитрий Козак, курирующий в кабмине энергетический блок, и глава Минэнерго Александр Новак смогли услышать то, что волнует сенаторов.

«А сенаторы транслируют то, что волнует сегодня регионы, — уточнила председатель палаты. — И хотелось бы, чтобы не только в нашем постановлении, но и для себя представители Правительства сделали определённые выводы и отработали те вопросы, которые сегодня тревожат и требуют того или иного решения».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5484

Ещё материалы: Валентина Матвиенко