Центробанк собирается обмениваться с МВД данными о подозрительных переводах

Это должно помочь быстрее ловить мошенников, похищающих деньги с карт, рассчитывают в Госдуме

15.07.2022 08:00

Автор: Евгения Филиппова

Законопроект: № 160028-8

Центробанк собирается обмениваться  с МВД данными о подозрительных переводах
  © pixabay.com

Банк России и МВД будут обмениваться информацией о переводах, совершенных без согласия клиентов. Такой правительственный законопроект Госдума планирует рассмотреть в первом чтении 15 июля. Когда банки обязаны вернуть клиентам деньги, потраченные без их ведома, и как защититься от схем, которые постоянно придумывают мошенники, разбиралась «Парламентская газета».

Быстрее и четче

По данным ЦБ, в 2021 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 38,8 процента. И хотя в общем объеме переводов на такие операции приходится лишь 0,001 процента, людям, потерявшим деньги, от этого не легче. Всего в 2020 году с карт «увели» 9,78 миллиарда рублей, в 2021-м — 13,58 миллиарда. Средняя сумма одного хищения со счетов физических лиц — 11,8 тысячи рублей, а компаний — 349,6 тысячи.

В прошлом году заблокировали 179 тысяч телефонных номеров и ограничили доступ к 3,1 тысячи сайтов, с помощью которых мошенники вымогали деньги, сообщили в Центробанке. Это стало возможным после того, как законодательно закрепили возможность обмена между Генпрокуратурой и ЦБ информацией о таких сайтах и их внесудебной блокировки.

Теперь в Правительстве предложили сделать следующий шаг: 7 июля кабмин внес в Госдуму законопроект, по которому ЦБ будет отправлять в МВД информацию из базы данных о случаях или попытках переводов без согласия клиента на основании сведений о противоправных действиях, полученных от МВД. Порядок обмена и перечень сведений укажут в соглашении между Центробанком и министерством. Закон должен вступить в силу через год после опубликования. Депутаты собираются рассмотреть документ в первом чтении 15 июля, следует из данных в системе обеспечения законодательной деятельности.

Оперативный обмен информацией между банками и полицией позволит в кратчайшие сроки установить, было ли совершено преступление против гражданина, возбудить уголовное дело и начать проводить оперативно-розыскные мероприятия, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный («Единая Россия»). Сейчас, прежде чем запустить расследование, правоохранителям надо обратиться в банк для получения информации, а срок рассмотрения таких запросов — до 30 дней.

«Но при дистанционном хищении денежных средств счет может идти на сутки и даже на часы. С принятием законопроекта МВД будет иметь прямой доступ к автоматизированной системе обработки инцидентов Банка России «ФинЦЕРТ». Эта система на основе комплексных данных о финансовой операции позволяет выявлять признаки противоправного деяния», — пояснил депутат «Парламентской газете». Сотрудников полиции подключат к этой базе, и при поступлении запроса они смогут оперативно предпринять действия, чтобы пресечь деятельность мошенников.

Анатолий Выборный © Юрий Инякин/ПГ

Профильный Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал законопроект, сказал «Парламентской газете» глава комитета Анатолий Аксаков («Справедливая Россия — За правду»). По его словам, нововведения позволят быстрее блокировать операции и не давать деньгам, попавшим на счета посредников, уходить дальше. При этом человеку, который обнаружил, что с его счета сняли средства, нужно просто обратиться в свой банк, а уже там должны связаться с кредитной организацией-получателем, чтобы остановить их дальнейшее движение, пояснил депутат.

ПИН-код не называть

По действующему Закону «О национальной платежной системе» есть несколько случаев, когда банк обязан вернуть деньги, потраченные без согласия клиента. Например, если кредитная организация не уведомила клиента об операции способом, который указан в договоре, — например, с помощью СМС или по электронной почте. Или если клиент получил сообщение об операции, которую он не совершал, и успел проинформировать об этом банк не позже следующего дня.

Тогда банк должен возместить клиенту суммы, которые проведут сообщения о пропаже карты или доступе чужаков к счету. И те деньги, которые злоумышленники сняли до этого, банк должен вернуть, только если не будет доказано, что клиент сам нарушил порядок использования электронного средства платежа, что и привело к хищению. Это случаи, когда человек сам сообщил ПИН-код или код подтверждения для онлайн-покупок.

«Если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму», — уточнили на сайте Центробанка.

Также кредитная организация ничего не должна клиенту, если он не сообщил, что операцию совершили без его согласия.

В ЦБ рекомендовали жертвам мошенников немедленно сделать три вещи: заблокировать карту, обратившись в банк через личный кабинет или контакт-центр, сообщить о несогласии с операцией, написав заявление в отделении банка, а также подать заявление о хищении денег в полицию.

В 2021 году банки перечислили клиентам только 6,8 процента средств от всего объема операций без их согласия, а годом ранее — 11,3 процента.

Опасный «безопасный» счет

Злоумышленники ищут все новые способы убедить людей сообщить им конфиденциальные сведения. Например, используя актуальную повестку, они говорят людям о дефиците валюты и наличных рублей и предлагают перевести деньги с карты на некий специальный счет, с которого в дальнейшем можно будет беспрепятственно снять средства, рассказали на сайте Центробанка. Потом мошенники требуют назвать номер карты, трехзначный код на ее обороте и СМС-код — и выводят деньги.

Получив подобный звонок, нужно сбросить его, а если понадобится что-то уточнить, перезвонить в свой банк по номеру, который указан на его официальном сайте или самой карте. Кстати, если звонят от имени Центрального банка — это стопроцентно мошенники, так как он вообще не работает с физическими лицами.

Тот же алгоритм стоит применить, если якобы сотрудники банка настаивают, что прямо сейчас на самого человека или его родственника оформляют кредит, или предлагают обменять банковские баллы, полученные за покупки по программам лояльности, на рубли.

Другое золотое правило цифровой гигиены — не вводить личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходить по подозрительным ссылкам из писем. Тут фантазия у мошенников тоже работает хорошо — человеку могут предложить проверить, не утекли ли его банковские данные, предложить вложиться в криптовалюту или ценные бумаги. Также вредоносные сайты могут маскироваться под известные маркетплейсы.

Важный момент — официальные сайты финансовых организаций в поисковиках отмечены цветным кружком с галочкой. А при совершении онлайн-покупок нужно обращать внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения в виде замочка.

Читайте также:

• Зачем в России нужен исламский банкинг