Билеты на поезда подешевеют уже осенью

В весеннюю сессию парламент может принять закон о невозвратных тарифах на железной дороге

19.02.2018 18:22

Автор: Мария Михайловская

Билеты на поезда подешевеют уже осенью

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Законопроект о введении невозвратных билетов на поезда дальнего следования был принят Государственной Думой в первом чтении ещё в марте 2015 года. По общему мнению экспертов, во втором и третьем чтениях документ должен быть принят уже весной — это выгодно и пассажирам, и РЖД. Почему? Об этом говорили гости пресс-центра «Парламентской газеты».

Купе и СВ станут доступнее

Введение невозвратных билетов выгодно и гражданам, и самой РЖД. Сегодня, поскольку все железнодорожные билеты являются возвратными, компания несёт определённые убытки при возврате средств пассажирам. Пока путешественник может получить при отказе от поездки половину от стоимости проезда, если сдаст билет менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления, напомнил член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин.

«Не факт, что транспортной компании удастся реализовать сданные билеты, тем более в сжатые сроки. Статистика сейчас такая: в сегменте СВ и купе в год сдаётся билетов на сумму пять миллиардов рублей. Говорить про прямые убытки РЖД нельзя, так как неизвестно, сколько из возвращённых билетов было реализовано повторно. Но очевидно, что определённые потери у транспортной компании есть. Соответственно, РЖД закладывает убытки в усреднённую стоимость билетов, из-за чего все пассажиры платят больше», — пояснил сенатор.

С появлением невозвратных билетов у РЖД появится дополнительный элемент управления доходами: в компанию придут деньги, которые не будут потеряны почти ни при каком раскладе. Однако возможности для сдачи даже невозвратного билета законопроект всё же предусматривает: вернуть его можно при болезни пассажира или несчастном случае, предоставив соответствующие документы, а также при непредоставлении перевозчиком места по купленному билету.

Игорь Фомин. Фото: ПГ / Юрий Инякин

«Кроме того, в законопроекте говорится, что такой билет можно возвратить в случае болезни пассажира, следующего вместе с другим пассажиром поезда, — сообщил зампред Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. — Это положение вызывает у нас вопросы. Бывает так, что заболел близкий родственник, который не едет на поезде, но оставить его не с кем. Поэтому мы предлагаем включить это условие в критерии сдачи невозвратных билетов». По мнению эксперта, в тексте законопроекта стоит также прописать заболевания, которые могут стать основанием для отмены поездки.

В документе также не уточняется, на какой сегмент будут распространяться невозвратные билеты — нерегулируемый (СВ, купе, спецпоезда типа «Сапсана» или «Ласточки») или регулируемый (общие вагоны, плацкарт). «Впрочем, работа РЖД сегодня регулируется в достаточной степени, — считает член Общественной палаты РФ Елена Сутормина. — Тем более что на железной дороге уже предусмотрены 50-процентные скидки на поездки детских групп. К тому же есть направления, куда сегодня самолёты не летают, поэтому компании целесообразнее решать самой, на какие места продавать невозвратные билеты».

Илья Зотов. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Тем не менее если эта практика распространится на весь сегмент, инициатива будет позитивно воспринята пассажирами, полагает Сутормина. Точно можно сказать, что невозвратные билеты появятся в нерегулируемом секторе, а значит, стоимость мест в купе и СВ станет ниже.

Новые тарифы помогут развитию внутреннего туризма

Главный вопрос, естественно, в цене: на сколько невозвратные билеты будут дешевле традиционных? Экспертные оценки на этот счёт разнятся. «Если РЖД начнёт вводить такие билеты, то будет заинтересована в том, чтобы продать их как можно в большем количестве. Недостаточная скидка приведёт к невостребованности таких билетов, — отметил Игорь Фомин. — На мой взгляд, минимальная скидка должна составлять 10 процентов».

А вот в Общественной палате РФ предлагают ещё больше стимулировать пассажиров — по словам члена палаты Елены Суторминой, невозвратные билеты должны стоить на 15-30 процентов дешевле возвратных. «Иначе пассажирам это будет невыгодно», — убеждена она.

Впрочем, резкого изменения цен не будет: как монополист РЖД не может слишком завысить или, наоборот, снизить стоимость билетов без согласования с Федеральной антимонопольной службой. В этом, кстати, и состоит главная претензия противников законопроекта: если в авиаотрасли с появлением невозвратных билетов в 2014 году перевозчики ввиду конкуренции были вынуждены существенно снизить стоимость таких проездных документов, то железнодорожная компания-монополист может сделать разницу в цене билетов незаметной.

Впрочем, на этот вопрос ответит рынок — непривлекательные с точки зрения цены билеты пассажиры покупать не будут. «В целом же параллели с авиаотраслью действительно уместны, — считает Илья Зотов. — У авиакомпаний сейчас есть три категории билетов: невозвратные без фиксированной нормы багажа, с фиксированной нормой и возвратные. Мы полагаем, что РЖД и дочернему предприятию Федеральной пассажирской компании следует перенимать этот опыт, ведь довольно часто пассажиры ездят на поезде без вещей. Это помогло бы дополнительно снизить стоимость билетов», — сказал эксперт.

Кирилл Янков. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Проверить, насколько подешевеют билеты с появлением невозвратного тарифа, можно будет только на собственном опыте: перевозчики не обязаны отчитываться о фактически применённых тарифах, рассказал председатель Общества защиты прав пассажиров Кирилл Янков. «Наша позиция состоит в том, что все перевозчики — железнодорожные ли, авиационные ли — должны подкреплять цифрами рассказы о применённых тарифах. Мы хотим, чтобы они публиковали деперсонализированные сводные данные о среднем применённом тарифе по направлениям, датам и годам», — сообщил Янков.

Что касается соотношения в продаже возвратных и невозвратных билетов, то РЖД, согласно законопроекту, будет обязана продавать возвратные билеты при наличии спроса, то есть квоты на такие билеты нет.

Елена Сутормина. Фото: ПГ / Юрий Инякин

Невозвратные билеты позволят компании стимулировать пассажирский спрос и сделают этот вид транспорта более конкурентоспособным, поскольку цена по-прежнему остаётся одним из основополагающих факторов при выборе способа передвижения. Поэтому особенно востребованными такие билеты будут у молодёжи, считает Елена Сутормина. Если закон будет принят в весеннюю сессию, невозвратные билеты появятся в кассах уже осенью — во всяком случае, никаких препятствий для скорейшей реализации инициативы нет, уверены эксперты.

Читайте нас в Одноклассниках

Ещё материалы: Игорь Фомин

Просмотров 6864