Все о пенсиях в России

вчераКраснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

вчераКак узнать размер будущей пенсии

два дня назадЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

Банки вернут деньги при неоднократном утаивании сведений о рисках по вложениям

15.09.2022 14:26

Автор: Наталия Васильева

Источник: Центробанк

Банки вернут деньги при неоднократном утаивании сведений о рисках по вложениям
  © Тимур Ханов/ПГ

Требования Центробанка о приостановке продаж или возврате клиентам вложенных в кредитные организации денег будут касаться финансовых продуктов, по которым допускаются систематические нарушения. Об этом сообщается на сайте регулятора.

Согласно статье 74.1 Закона о Центральном банке РФ, Банк России вправе ограничить заключение кредитной организацией договоров с физическими лицами, сделок с ценными бумагами и (или) договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, если при их заключении физическим лицам неоднократно в течение года предоставлялась неполная и (или) недостоверная информация.

Как пояснил регулятор на своем сайте, данные нормы могут применяться, если банк при продаже утаивает от клиентов важные сведения об ограничениях и рисках, вводит их в заблуждение по поводу возможного дохода и гарантий, а также выдает один финансовый продукт за другой, более надежный.

Как клиенту банка обезопасить себя от мошенников

Таким же образом регулятор будет действовать и при неоднократных нарушениях процедуры тестирования неквалифицированных инвесторов либо продаже им высокорисковых активов, предназначенных только для квалифицированных инвесторов. В начале сентября Министерство юстиции зарегистрировало указание о том, как при таких ситуациях обязан поступать Центробанк.

Согласно документу, решение о применении таких мер по отношению к кредитной организации принимает Комитет банковского надзора ЦБ в срок не более 90 дней со дня выявления оснований для этого, в том числе угрозы правам и интересам физических лиц, с которыми был заключен договор. Оно оформляется предписанием Банка России, в котором должны быть указаны обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для применения мер. А при неоднократном предоставлении клиентам неполной или недостоверной информации о договорах и возникающих при их исполнении рисках — еще и выводы о наличии существенной угрозы их правам и интересам.

Предписание Центробанка о применении мер направляется банку не позднее рабочего дня, следующего за принятием такого решения.

Регулятор рассчитывает, что данные меры позволят усилить защиту прав потребителей от мошенничества и других недобросовестных практик.

Банкам запретили брать с клиентов лишние деньги

Как пояснил глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка Михаил Мамута, введение клиента в заблуждение может происходить как по вине конкретного менеджера, так и в результате системных нарушений правил продаж и раскрытия информации со стороны банка.

«В результате человек либо вообще не понимает рисков приобретаемого продукта, либо принимает его за другой, более надежный финансовый инструмент (например, инвестиционный продукт за вклад). Теперь такие продажи нам будет легче останавливать до исправления нарушений», — уточнил он.

В отдельных случаях, когда нечестное поведение продавца приносит убытки клиентам, финансовая организация будет обязана отменить продажу и вернуть ему деньги, добавил Мамута.

С 3 июля в России вступил в силу закон, обязывающий банки раскрывать все условия по вкладам. Документ разработан группой депутатов во главе с председателем Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. Банк России, в свою очередь, разработал порядок расчета минимального дохода по вкладу. Указывать в договорах минимальную гарантированную ставку по вкладам банки обязаны с 1 октября.

Читайте также:

• Сомнительные денежные переводы предложили приостанавливать • Россиян предупредили о рисках оформления зарубежных карт • Центробанк собирается обмениваться с МВД данными о подозрительных переводах