Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Автобусам и парковкам хотят добавить интеллекта

В Правительстве рассчитывают, что оснащение общественного транспорта информационно-навигационными системами серьезно облегчит горожанам жизнь

Автобусам и парковкам хотят добавить интеллекта
  © Тимур Ханов/ПГ

Работа умных светофоров, а также «общение» автомобилей между собой и дорожной инфраструктурой, автоматизированное распределение потоков по городским магистралям невозможны без точной навигации. Поэтому кабмин планирует ускорить оборудование инновационными приборами автобусов, трамваев и троллейбусов в городах, где сегодня активно внедряются интеллектуальные транспортные системы (ИТС). С их помощью люди смогут выбрать удобный маршрут и в режиме онлайн отслеживать движение по нему. Также в рамках программы на дорогах должны появиться информационные табло, помогающие водителям выбрать оптимальный маршрут и объехать пробки. Постановление, позволяющее формировать процесс технического перевооружения в регионах, подписал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщается на сайте Правительства 16 декабря. «Парламентская газета» разбиралась, как нововведение отразится на россиянах.

Светофоры станут умнее

Из-за значительного роста трафика в городах потребовались и новые решения для повышения безопасности и комфорта людей. Поэтому с 2019 года на российских дорогах стали внедрять интеллектуальные транспортные системы, которые позволяют интегрировать современные информационные, коммуникационные и телематические технологии для автоматизированного управления транспортной системой региона, а также конкретным трамваем, автобусом или целой колонной автомобилей. 

По данным Росавтодора, ИТС внедряют в городских агломерациях с населением свыше 300 тысяч человек. Сейчас в программе принимают участие 49 городов из 42 регионов, в том числе из Башкирии, Бурятии, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Алтайского, Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Белгородской, Воронежской, Калужской, Кемеровской, Кировской и Курской областей. Общий объем финансирования составляет 42 миллиарда рублей. В 2023 году в бюджете на эти цели предусмотрено более 5 миллиардов рублей.

Согласно постановлению, в программу добавляются новые этапы внедрения ИТС. Например, в городах — участниках программы предполагается постепенно охватить информационно-навигационными системами весь общественный транспорт. С их помощью люди смогут выбрать удобный маршрут и в режиме онлайн отслеживать нужный им автобус или трамвай.

Помимо этого, планируется подключить не менее 85 процентов светофоров к центрам управления дорожным движением. Это необходимо для анализа интенсивности транспортных потоков, чтобы обеспечить водителям оптимальный режим пересечения перекрестков и уменьшить заторы, сообщается на сайте Правительства.

Кроме того, к системам управления парковочным пространством предполагается подключить не менее 60 процентов парковочных мест. Такое решение поможет снизить трафик и упростит водителям поиск свободных мест.

В рамках программы на дорогах должны появиться и информационные табло с данными по как минимум девяти параметрам, в том числе о погодных условиях, ремонтных работах и ситуации на дорогах в целом. С их помощью водители смогут выбрать оптимальный маршрут и объехать пробки.

Зеленый свет только трамваям

В Госдуме поддерживaют скорейшее рaзвитие ИТС, называя систему эффективным инструментом по исполнению поручения президентa для снижения покaзaтеля смертности в ДТП к 2030 году.

«Но есть ряд трудностей, нaряду с сaнкционными, которые требуют быстрых решений: это зaконодaтельное регулировaние сферы ИТС, зaщитa дaнных, все же ИТС — критически вaжнaя инфрaструктурa», — пояснил «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев.

И еще однa проблемa, по словам депутата, связана с кадровым потенциалом. Вернее, с его нехваткой.

«Нaсколько я знaю, трaнспортные инженеры — это прaктически штучные специaлисты, а в отрaсли большой кaдровый дефицит, который может зaтормозить реaлизaцию плaнов по рaзвитию ИТС. И если в городах-миллионникaх еще можно нaйти профессионалов, то в регионaх ситуaция нaмного сложнее», — сказал парламентарий.

Павел Федяев © Юрий Инякин/ПГ

Вместе с тем практическая польза от внедрения интеллектуальных систем на дорогах очевидна уже сейчас: количество пробок в городах снижается на 20-25 процентов, подтвердил эффективность новации «Парламентской газете» руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов.

«Как только в городе появляется интеллектуальная транспортная система, которая способна в онлайн-режиме, без участия человека, отследить транспортные потоки и скорректировать работу светофоров, то это значительно снижает количество пробок в городе», — отметил эксперт.

По словам Едрышова, первые зачатки внедрения ИТС были в ходе чемпионата мира по футболу в 2018 году. Сейчас эта система работает во многих российских городах.

«С помощью таких систем можно давать приоритет общественному транспорту. Например, если трамвай подъезжает к перекрестку, то система его может пропустить, дав ему зеленый свет светофора», — уточнил глава федерации.

Читайте также:

• Как подорожает транспорт в 2023 году • Как не уснуть за рулем — спросите у Штирлица