«Антиотмывочный» контроль предлагают усовершенствовать
Институт обязательного контроля операций с денежными средствами или другим имуществом, действующий в рамках законодательства по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма, предлагают усовершенствовать.
Изменения предлагается внести в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Пакет законопроектов внесли в Госдуму депутаты Анатолий Аксаков, Игорь Дивинский, Олег Николаев и член Совета Федерации Николай Журавлёв.
Институт обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом действует уже более 15 лет, всё это время операции, подлежащие обязательному контролю (ОПОК), не подвергались актуализации. В то же время их выполнение требует значительных трудовых, временных, финансовых затрат, эти расходы закладываются в стоимость услуг клиентов банков и других финансовых организаций, говорится в пояснении.
Законопроект предлагает ряд мер по усовершенствованию контроля. В частности, предлагается определить для каждой организации виды ОПОК, по которым она предоставляет сведения в Росфинмониторинг, а также разделить ОПОК на операции и сделки.
Документом также предполагается актуализация перечня ОПОК. Финорганизации смогут не предоставлять данных об операциях нескольких видов НКО, в том числе госкорпораций, потребительских кооперативов, ТСЖ, дачных некоммерческих объединений граждан. Предлагается исключить из перечня ОПОК ряд операций, включая операции по анонимным счетам и переводам денег некредитными организациями по поручению клиента.
Ещё один законопроект предлагает установить правовые основы надзора в этой сфере и закрепить полномочия соответствующих надзорных органов. Сейчас надзор в этой сфере осуществляют несколько федеральных органов госвласти и Банк России.
Документ также устанавливает правовые основы внедрения дистанционных методов мониторинга, а также методов контроля с учётом риск-ориентированного подхода. Предлагается, чтобы порядок организации и осуществления надзора в данной сфере, а также порядок организации и проведения уполномоченным органом дистанционного мониторинга устанавливались в порядке, определённом Президентом РФ. Правила и критерии отнесения деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей к определённому уровню риска будут определять надзорные органы.