Все о пенсиях в России

вчераДепутат Макаров объяснил, что нужно сделать для индексации пенсий работающим пенсионерам

вчераДепутат Глазкова предложила учитывать период обучения при начислении пенсии

13.06.2024Депутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

Анатолий Артамонов: Каждый рубль должен работать на результат

Разумная экономия госсредств поможет нормально отстроить бюджетное планирование и выполнить все социальные обязательства перед россиянами

21.12.2022 00:00

Автор: Валерий Филоненко

Анатолий Артамонов: Каждый рубль должен работать на результат
Анатолий Артамонов © Юрий Инякин/ПГ

В условиях санкционного давления нужно добиться того, чтобы каждый рубль работал на результат. Для этого необходимо сокращать непервостепенные на сегодняшний день траты. Тогда возможное сокращение бюджетных доходов не застанет врасплох. Но важно и усилить бюджеты регионов. Например, за счет передачи части акцизов на табак. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Анатолий Артамонов 20 декабря.

- Анатолий Дмитриевич, пятого декабря Президент России подписал закон о бюджете 2023-2025. Основным источником покрытия его дефицита станут госзаимствования. Тем не менее, на ваш взгляд, остались какие-то нерешенные вопросы, все ли обещания будут выполнены?

- Бюджет на следующие три года мы назвали бюджетом для граждан. Все социальные обязательства государством будут профинансированы в полном объеме. Это касается и здравоохранения, и образования, и культуры. Одних только школ в стране за три года запланировано построить полторы тысячи. Плюс запланировано по 67 миллиардов рублей в год на ремонт образовательных учреждений. Сегодня мы ставим вопрос об увеличении этой суммы. По дорогам также ничего не отменили, объемы дорожного строительства гораздо больше, чем в прежние годы. Причем речь идет не только о глобальных проектах, например трассе Москва-Казань, предусмотрены деньги и на региональные стройки по линии Минсельхоза и Минтранса. При этом поддержка регионов нисколько не сокращается. Наоборот, увеличена в том числе за счет индексации почти на размер реальной инфляции.

- Год был сложным, как обстоит дело с наполняемостью бюджетов в субъектах?

- Мы прописали в постановлении, что будем мониторить ситуацию и смотреть, как будут исполняться региональные бюджеты. В этом году, должен сказать, они исполняются хорошо — рост доходов составляет 15 процентов, расходы увеличились на 16 процентов. Стоит отметить еще, что 67 регионов получили льготные 386 миллиардов рублей бюджетных кредитов для замещения своего и муниципального долга, который нужно было гасить в этом году.

- То есть санкции не смогли поколебать устойчивость бюджетной системы страны?

- И этому есть объяснение. К примеру, выросли отчисления НДФЛ от строительных компаний. Недружественные страны опять же активно закупали то, что собирались запрещать, отсюда тоже мы получили налоги, как и от продажи нефтепродуктов, газа. Мы же постоянно слышим новости о том, что газ закачивается в хранилища европейских стран. Также складывалось все удачно для нас и по налогу на прибыль. По некоторым регионам он снизился, но в большинстве своем прибавил. Доля его в региональных бюджетах сегодня на уровне 28-29 процентов. Федеральный бюджет его примерно в таких же объемах имеет.

- С 1 января 2023 года отменяется институт КГН, как это скажется на наполняемости региональных бюджетов?

- В связи с этим многие субъекты стали бить тревогу, что это может привести к сокращению поступления налога на прибыль в региональные бюджеты. Но должен заметить, что так себя ведут территории, которые, по сути, паразитировали на этом налоге. Оценивать его действие нужно не на местах, а в целом по всей стране. КГН обошелся России в 360 миллиардов недополученных бюджетом рублей. Вот и делайте вывод, хорошо это или плохо. Также этот институт имеет очень большую коррупционную емкость, чего государство, наоборот, хочет избежать. Кроме того, эта практика делает губернаторов незаинтересованными в состоянии производства и предприятий, которые находятся в их регионах.

- Если уж затронули тему заинтересованности регионов в повышении доходной базы, то нельзя не коснуться инициативы сенаторов по передаче субъектам доли от акциза на табачные изделия. Тема по-прежнему актуальна?

- В парламенте обсуждаются разные способы сокращения контрафактного табака. Совсем недавно мы обсуждали на заседании рабочей группы в Совете Федерации, и я предложил на встрече со статс-секретарями навести порядок здесь, установив контроль за табачной продукцией в регионах по аналогии с алкоголем. А потом будем думать, как простимулировать интерес в том числе через передачу субъектам части табачных акцизов. Как это действует сегодня в отношении алкоголя. Думаю, и Минфин все-таки согласится. Потому что если на местах будет контроль, то и федеральный бюджет получит больше, несмотря на то что в региональные бюджеты уйдет часть акциза, скажем, 10 или 15 процентов. Думаю, этого достаточно было бы. В таком случае у региона появится интерес отслеживать незаконные поставки, так как от них он прибыли не получит.

Читайте также:

• Жидкости для вейпов начнут маркировать

- Из-за масштабного санкционного давления на нашу страну в этом году срочно предприятиям пришлось подстраиваться к новым условиям. Насколько гладко сегодня происходит трансформация экономики?

- Я бы не стал соглашаться с теми, кто заявляет, что экономика страны не пострадала от санкций. Понимаете, есть инерция в экономике и деятельности различных предприятий. Реальные доходы населения, по статистике, хоть и ненамного, но снизились. А что такое реальные доходы населения? Это значит сокращение потребительского рынка из-за сокращения бюджетов домохозяйств. Это значит, что промышленность не сможет предложить продукцию в больших объемах, которую она производила ранее и намерена была продать внутри страны. Значит, неизбежно, что в производстве каких-то товаров и услуг будут сокращения. Поэтому рано или поздно мы придем к тому, чтобы рационально вести свое хозяйство.

- Предлагаете отказаться от излишеств?

- Самое время это сделать. Нужно добиться того, чтобы каждый рубль, каждая копейка работала на результат. К примеру, кому-то захотелось купить служебный автомобиль: у нас много служб, которым нужны машины. Но если мы сегодня не закупим автомобили, произойдет катастрофа? Нет. Все, давайте не будем закупать… Кому-то мебель в офисе захотелось поменять. А если не будем менять, что случится? Да ничего… И таких расходов непроизводительных много. Другое дело, если бы мы вложили в производство, которое после генерировало прибыль, тогда, да, это было бы оправданно. А непроизводительные траты можно сокращать. Тогда в условиях сокращения бюджетных доходов мы все-таки сможем нормально отстроить дальнейшее бюджетное планирование. И сможем выполнить все социальные обязательства перед нашими гражданами.