Для интернет-торговли написали жёсткие правила

Законопроект, защищающий права тех, кто делает покупки во Всемирной сети, Правительством одобрен. Поддержат ли его депутаты?

Для интернет-торговли написали жёсткие правила Рисунок Антона Батова/Cartoonbank

Подготовленный Роспотребнадзором документ предлагает ввести понятие товарного агрегатора и установить ответственность за предоставление им недостоверной информации о товаре, услуге или продавце. 

Товарных агрегаторов заставят заботиться об интересах потребителя

Товарным агрегатором кабмин предлагает считать ресурсы, которые не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, но выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей и «в значительных объёмах» аккумулируют эти финансы  на своих сайтах. Среди крупнейших сайтов такого рода в России «Яндекс.Маркет» (21,2 миллиона пользователей), Price.ru (1,8 миллиона), «Товары@Mail.Ru» (1,6 миллиона).

По мнению авторов законопроекта, в настоящее время деятельность подобных агрегаторов в полной мере не отрегулирована, и отсутствие чёткого регламента работы привело к тому, что они фактически оказались вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей. Как следствие, такие ресурсы не несут ответственности за соблюдение прав покупателей на информацию о продавце, изготовителе или исполнителе, а также о реализуемых товарах и предлагаемых услугах. 

 

Правительство опасается, что такое положение дел может быть использовано недобросовестными участниками рынка для получения максимальной выгоды в ущерб экономическим интересам и законным правам как потребителей, так и добросовестных предпринимателей.

Инициативу придётся доработать?

В то же время эксперты рынка с осторожностью отнеслись к представленной инициативе. К тому же, как выяснили СМИ, одобренный кабмином законопроект отличается от того, что обсуждался в 2016 году и был согласован летом с бизнес-сообществом.      «Важно, как именно будет определяться товарный агрегатор, — подчеркнул в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (фракция ЛДПР). — Если взять «Яндекс.Маркет», то фактически это рекламная площадка для других юридических лиц. То есть каждое объявление там и в других аналогичных агрегаторах выглядит следующим образом: есть товар, есть цена и есть ссылка на продавца. Когда покупатель переходит по этой ссылке, он попадает на страницу продавца, который и несёт ответственность за достоверность данных, легальность продукции и гарантийное обслуживание».

По словам депутата, с этой точки зрения данная инициатива выглядит странной. «Это всё равно, что обязать все телеканалы, которые размещают рекламу, нести ответственность за ту продукцию, которую они рекламируют. А это близко к абсурду», — констатировал парламентарий.

Директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников указал на то, что законопроект «не очень активно обсуждался с отраслью и организациями, которые отстаивают интересы конечных потребителей». «Законопроект действительно направлен на борьбу с мошенниками, которые работают в Интернете, но, к сожалению, здесь  не соблюдены и права пользователей», — пояснил эксперт «Парламентской газете».

По словам Сергея Гребенникова, если закон будет принят, то он ударит  по малому бизнесу, который потеряет возможность находить покупателей через посредников в лице агрегаторов.  «Очень большая вероятность, что агрегаторы просто откажутся работать с небольшими компаниями, — пояснил он. — Дело в том, что сегодня в России несколько крупных агрегаторов держат практически 80 процентов рынка. Естественно, на риск нарушить закон они не пойдут.  В результате сотрудничать они будут только с крупным бизнесом, что снизит конкуренцию. При этом искать различные предложения окажется сложнее, и, соответственно, цены для пользователей   начнут расти», — пояснил он.

По мнению эксперта, после воплощения предложенной инициативы в жизнь может произойти то же самое, что и после вступления в силу закона, приравнявшего крупные новостные агрегаторы к СМИ, и, соответственно, обязавшего эти ресурсы проверять достоверность опубликованной информации. «Тогда новостные агрегаторы просто перестали работать с маленькими изданиями, которые не зарегистрированы как СМИ, и, соответственно, теперь эти издания не попадают в весь поток новостей, фактически они остались вне поле зрения аудитории», — напомнил Сергей Гребенников.



Автор: Ольга Шульга

Просмотров 1385

14.03.2017

Популярно в соцсетях