Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Регионы выходят из долговой ямы

Усилия законодателей дали эффект в бюджетной политике

07.03.2017 12:09

Автор: Юрий Скиданов

Регионы выходят из долговой ямы
Рисунок Игоря Кийко/Cartoonbank

Одна из сложных и запутанных тем, над которыми работали последние два года законодатели — проблема межбюджетных отношений федерального центра и регионов. Как ни странно, в этой чрезвычайно щепетильной денежной сфере не всегда царил системный порядок.

Обязательства без денег

К примеру, по данным налоговых экспертов, регионы данными им правами установили около четырёхсот разновидностей налогов и сборов — от лоцманского сбора до налога на игорный бизнес. Всё бы ничего, но учесть суммы этих платежей бывает чрезвычайно затруднительно. Это не только не позволяет достоверно планировать расходы, но и создаёт почву для разного рода комбинаций, включая и не совсем законные.

С другой стороны, федеральный центр, передавая на уровень субъектов Федерации социальные полномочия, часто не указывал источников их финансирования. В результате местные власти вынуждены были обращаться за кредитами в коммерческие банки, наращивая бюджетную задолженность до критического уровня.

Доходило и до открытых конфликтов, когда Минфин попытался провести через законодателей пункт о том, чтобы не выплачивать дотации регионам на основании своих, минфиновских, ведомственных критериев.

В итоге, по данным ГУ ВШЭ, 20 регионов по этой причине фактически находились в состоянии дефолта в начале прошлого года. А в целом банковская задолженность субъектов по итогам 2016 года составила около 820 миллиардов рублей из общей  суммы долга в 2, 3 триллиона рублей, по данным Минфина РФ. Понятно, что никто не понёс ответственность за такой разрыв между социальными обязательствами и их ресурсным обеспечением.

Навести элементарный порядок в финансах, инвентаризировать расходы и доходы, а также упорядочить и систематизировать межбюджетные отношения ещё в конце 2015 года призвала Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации РФ. И весь прошлый год законодатели — разумеется, не только сенаторы, но и депутаты, — работали над тем, как же гармонизировать принципы бюджетного федерализма и вполне конкретную и непростую экономическую ситуацию в стране. 

Голикова: госдолг регионов в декабре 2016 года составил 2,4 трлн рублей

Наиболее острые дискуссии вызывало стремление Минфина увеличить степень централизации бюджетных расходов. Звучали предложения передать в распоряжение федерального центра часть налогов на имущество, увеличить федеральные отчисления от налога на прибыль и другие. Доходило и до открытых конфликтов, когда Минфин попытался провести через законодателей пункт о том, чтобы не выплачивать дотации регионам на основании своих, минфиновских, ведомственных критериев. Однако Валентина Матвиенко совершенно справедливо указала, что эти дотации — законные средства регионов, и претендовать на право распоряжаться ими, а тем более изымать — мягко говоря, некорректно.

Цена компромисса — новые доходы

Как бы там ни было, в результате плотной работы Совета Федерации, Госдумы и Правительства была сформирована концепция регионального развития России до 2025 года, которую Президент РФ утвердил 16 января 2017 года в качестве «Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации до 2025 года». Документ фундаментальный, который предстоит воплотить в конкретные законодательные изменения.

А пока усилия законодателей найти компромисс между региональными потребностями и правительственными предложениями принесли первые и, надо сказать, обнадёживающие результаты, которые по достоинству оценили и в Правительстве РФ. В частности, выступая перед руководителями регионов в ходе Сочинского инвестиционного форума, премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что за прошлый год совокупный дефицит региональных бюджетов уменьшился со 170 миллиардов до 12,5 миллиардав рублей. Доходы регионов за первые два месяца увеличились на 20 процентов.

Всё, казалось бы, хорошо. Однако есть другая застарелая проблема: федеральный центр по-прежнему фактически определяет, как и на что тратить деньги.

А перераспределение в пользу федерального центра некоторых налоговых платежей позволило, по словам Дмитрия Медведева, на 100 миллиардов рублей увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что, конечно, ощутимо снизит  социальную напряжённость в рецессивных регионах. Также на сто миллиардов рублей увеличен объём субсидий на софинансирование совместных  обязательств.

Всё, казалось бы, хорошо. Однако есть другая застарелая проблема: федеральный центр, несмотря на декларируемую самостоятельность регионов в формировании бюджетов, по-прежнему через подзаконные акты фактически определяет, как и на что тратить деньги. По словам премьера, «доля таких зарегулированных с федерального уровня полномочий превышает в целом по стране 95 процентов». Конечно, в таких условиях возникает серьёзный соблазн решать федеральные проблемы за счёт региональных бюджетов, чего, как подчеркнул премьер, допустить нельзя.

Но было бы большим упрощением представлять, что есть  хищный федеральный центр, стремящийся поставить всё под контроль, и невинные, и беззащитные регионы. На местах тоже хватает маленьких и больших хитростей. Например, нередки ситуации, когда субъекты Федерации, не выполняя положенных по закону полномочий, тратят деньги в соответствии со своими представлениями о прекрасном. В частности,  в Чувашии  глава республики затеял строительство планетария за 800 миллионов рублей, отложив сооружение в Чебоксарах многофункциональной поликлиники стоимостью 560 миллионов рублей! Странное решение, учитывая растущую смертность из-за болезней и ухудшающуюся демографическую ситуацию!  Это при том, что Чувашия ухудшила свои показатели по соглашению с федеральным центром, что привело к изъятию Минфином значительных сумм из республиканского бюджета.

Избежать таких ситуаций и призван новый порядок, который предусматривает, что регионы самостоятельно будут определять свои ориентиры в социальной и экономической сферах, согласуя их с Минфином, а по итогам будет решено, какие объёмы финансирования даст в следующем плановом периоде федеральный центр.

Резервов и возможностей вывести регионы, включая глубоко проблемные, из кризиса хватает. Даже элементарное наведение порядка уже принесло дополнительно десятки миллиардов поступлений в консолидированный бюджет. А ведь есть ещё и перспектива усовершенствовать, скажем, акцизную политику на табак и табачные изделия, получив, как утверждает автор этой инициативы Сергей Рябухин, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, до триллиона рублей дополнительных доходов для бюджета.

Вывод из всех этих фактов и предложений достаточно прост, но оптимистичен: законодатели, разумеется, в контакте с правительственными чиновниками, наконец, развернули федеральную межбюджетную политику в эффективном направлении, высвобождая регионы от груза старых долгов и предотвращая появление новых. Следовательно, есть надежда, что многомиллионная провинция станет дышать легче, а работать — продуктивнее.


Приоритеты государственной политики регионального развития до 2025 года:

  • выявление и анализ экономической специализации и конкурентных преимуществ каждого региона;
  • привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях, установление и уточнение для частных инвесторов налоговых и таможенно-тарифных льгот на период до 2025 года;
  • стимулирование внутренней миграции с учётом потребностей регионов за счёт поддержки социально-бытового обустройства граждан, включая предоставление налоговых льгот, а также за счёт развития рынка доступного арендного жилья;
  • содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
  • сдерживание переезда граждан для работы в регионы с переизбытком специалистов;
  • установление персональной ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за неэффективное использование бюджетных средств и недостижение конкретных результатов в развитии конкретных отраслей экономики и социальной сферы;
  • предоставление грантов из федерального и региональных бюджетов регионам и муниципалитетам, наращивающим собственный экономический потенциал и снижающим размер дотаций из бюджетов;
  • отмена установленных на федеральном уровне неэффективных льгот по налогам, часть которых зачисляется в региональные и (или) местные бюджеты, и переход к адресной поддержке приоритетных для конкретных регионов проектов.
Читайте нас в Дзен
Просмотров 2993