Российским IT-разработкам нужен грамотный маркетинг

Свои программные продукты уже есть, но конечный потребитель знает о них мало

Российским IT-разработкам нужен грамотный маркетинг

Фото Игоря Самохвалова

В России появится независимый центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий. В конце мая президент Владимир Путин поручил главе правительства обеспечить государственную поддержку по его созданию и функционированию. Для перехода компаний и ведомств на отечественное программное обеспечение (ПО) сформирована и нормативная база: в силу вступили постановление правительства и закон, направленные на поддержку российского ПО. О том, как оценивают эти меры разработчики и с какими проблемами сталкиваются, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказали представители IT-компаний.

В России есть IT-решения почти для всех задач

Использование иностранного софта отечественными министерствами и компаниями сегодня представляет угрозу для информационной безопасности: понятно, что в век высоких технологий зависимость от зарубежного ПО не лучше, чем от поставок продовольствия. Процесс импортозамещения в IT-сфере идёт полным ходом: 9 июня был представлен отечественный мессенджер для госструктур, принят закон о создании реестра нашего программного обеспечения, кроме того, с 1 января 2016 года госорганы должны отдавать преференции российскому софту. Так, если при закупке ведомством иностранного ПО выяснится, что у него были наши аналоги, включённые в реестр, свой выбор чиновникам придётся аргументировать. Пока не все министерства спешат выполнять постановление кабмина: Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества уже выявила порядка двадцати сомнительных закупок зарубежного программного обеспечения.

«При этом ведомства даже не удосуживаются протестировать российские аналоги», — рассказывает председатель Комиссии, сенатор Людмила Бокова. А между тем, в стране появились разработки почти для всех классов системного программного обеспечения. «Есть компании, которые занимаются разработкой операционных систем, другие успешно внедряют системы для управления базами данных, третьи — создают сервера приложений. То есть, для любых задач у нас есть продукты», — говорит исполняющий директор одной из IT-компаний Константин Варов. Причём качество разработок не уступает иностранным конкурентам, отмечает эксперт. Часть продуктов была создана с использованием мировых наработок — редкая программа пишется «с нуля», — но есть и разработки с нулевым процентом иностранного заимствования. «В случае системных программ нам повезло в том плане, что есть доступные свободные программы, способ получения исходных кодов которых идёт в рамках «свободных лицензий». Используются такие программы широко: к примеру, Яндекс, Рамблер, портал Госулсуг, сервера Госдумы работают на базе Linux», — поясняет гендиректор компании по разработке свободного ПО Алексей Смирнов. 

Отечественному софту помогают не только законы, но и экономическая ситуация

Драйвером спроса на российские программные продукты стали не только законодательные ограничения по закупке иностранного софта, но и ситуация на валютном рынке. У организаций был спланирован бюджет, но из-за изменения экономической ситуации не все теперь могут позволить приобрести лицензию на зарубежное ПО. У компаний возникла внутренняя потребность искать аналоги.

«А реестр и активность наших разработчиков сделали информацию о российских продуктах более доступной», — сообщил Константин Варов. Тем не менее, конечный потребитель — особенно в мире — знает довольно мало о российских наработках в IT-сфере. Есть, конечно, антивирусная программа «Лаборатории Касперского», которая продаётся в США и успешно конкурирует с зарубежными аналогами. Но такие успехи пока единичны. «Любая разработка требует многолетних усилий, а у нас часто ждут появления нового продукта в течение нескольких месяцев. Так не бывает», — рассуждает научный руководитель Института системного программирования Российской академии наук Виктор Иванников. 

Кроме того, у российских разработчиков традиционно неправильное отношение к маркетингу. Если за рубежом процентов 80-90 бюджета компании идёт на распространение и продвижение продукта, то у нас столько же средств тратится на само производство. «Происходит так потому, что для продвижения нужны деньги, полученные от реализации продукта на локальном рынке. Мы надеемся, что ситуацию исправят вступившие в силу законы о преференциях российского ПО», — поведал Алексей Смирнов.

За тем, как реализуется на практике постановление правительства, активно следят на площадке Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, заверила сенатор Людмила Бокова. «Работа эта ведётся с нуля, но методом проб и ошибок мы найдём траекторию для развития отечественной IT-отрасли», — считает парламентарий.


Просмотров 1259

11.06.2016

Популярно в соцсетях