Новый российский самолёт обошёл конкурентов ещё до взлёта
Главные преимущества лайнера — цена, высокотехнологичность и независимость от импорта
В Иркутске прошла первая «выкатка» самолёта МС-21, который по-настоящему можно назвать отечественным — в его производстве используются преимущественно российские комплектующие. По словам присутствовавшего на презентации премьера Дмитрия Медведева, эта современная машина позволит России закрепиться в «высшей лиге» мирового авиастроения. Первый полёт МС-21 состоится уже в конце этого года.
Российский самолёт в своём классе превосходит как уже летающий Airbus A320neo, так и только разрабатываемые в США и Китае машины Boeing 737 MAX и COMAC C919. При этом европейцы и американцы просто пошли по пути глубокой модернизации уже не новых проектов, заменив на них двигатели, а у нас полностью новейшая машина, которую создали с нуля. Это дало возможность отработать на ней новые технологии, повысить её экономичность и добиться конкурентоспособной цены: 70-80 миллионов долларов против 100-120 у зарубежных конкурентов.
Самолёт будущего
Своё название МС-21 получил, что называется, с прицелом на будущее — аббревиатура расшифровывается как «Магистральный самолёт XXI века». Самолёт ориентирован на самый массовый сегмент мирового рынка лайнеров в диапазоне 180-200 кресел. Это ближне-среднемагистральный перевозчик с максимальной дальностью полёта до 6 тысяч километров. В рождение перспективной машины государство вложило 75 миллиардов рублей.Это единственный в своём роде самолёт с новым композитным крылом, которое отличается высоким аэродинамическим качеством. Высокие лётные характеристики дают ему преимущество перед конкурентами по экономичности. Он также превосходит их по ширине фюзеляжа, что увеличивает комфорт пассажиров: это и более просторные проходы, более вместительные багажные полки, большая скорость обслуживания.
- МС-21 — второй принципиально новый проект гражданского самолётостроения, реализуемый в нашей стране в последние два десятилетия, — рассказал «Парламентской газете» генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень.
По его словам, МС-21, как и Sukhoi SuperJet — это уникальные амбициозные задачи для нашей страны, так как данные лайнеры в ближайшем будущем должны завоевать свою долю мирового рынка и заместить зарубежные аналоги на внутренних перевозках. Планируется, в течение 5 лет машины должны заменить до 100 самолётов западного и российского производства, выводящихся из эксплуатации.
В корпорации «Иркут» рассказывают, что самолёт МС-21 может использовать современные как американские двигатели Pratt & Whitney, так и отечественные перспективные двигатели ПД-14. Это даёт ему ещё одно экспортное преимущество.
Грань между импортозамещением и импортонезависимостью
По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по промышленности, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенёва, с учётом установки российских двигателей локализация производства у нас в стране новой отечественной машины составляет 80 процентов.Вместе с тем парламентарий убеждён, что полностью перейти на выпуск всех систем и комплектующих в своей стране невозможно, да это и не нужно.
- Если есть несколько альтернативных зарубежных поставщиков, в том числе на электронную компонентную базу, и они расположены не только в странах НАТО, но и в Юго-Восточной Азии, и в Латинской Америке, то здесь кооперация является благом, — пояснил он «Парламентской газете». — Она позволяет снижать издержки, устанавливать конкурентоспособные цены и открывает дополнительные рынки.
Импортозамещение не самоцель, важно добиться импортонезависимости, считает Владимир Гутенёв. Такой подход отечественная авиапромышленность была вынуждена взять на вооружение после грустного опыта с продвижением на мировой рынок ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi SuperJet.
- К большому сожалению, мы на определённом этапе поверили в добрую волю и неангажированность западных стран, и поэтому степень локализации самолёта, разработанного компанией «Гражданские самолёты Сухого», была не такая высокая, как у МС-21, — напомнил депутат. — Например, его двигатель SaM 146 был разработан совместно с французской компанией Snecma. Предполагалось, что это решение упростит сертификацию самолёта на международных рынках и облегчит его продвижение там. Но после развёртывания санкционной войны выяснилось, что наша зависимость от поставщиков и сертифицирующих органов не позволяет продавать самолёты за рубеж. В частности, это привело к срыву контракта на поставку 100 машин в Иран.
С новым среднемагистральным самолётом МС-21 повторение подобной истории вряд ли возможно. Теперь очень важно, чтобы в установленные сроки — с декабря 2016 года по февраль 2017 года — самолёт полетел. А к концу следующего года начались его поставки перевозчикам. Уже сейчас портфель заказов превышает 175 машин, что создаёт хорошие перспективы для гражданского сегмента нашей авиации.
Китайские перспективы отрасли
Кроме «самолёта будущего», у нас на подходе есть другие интересные варианты для региональной авиации, рассказал Владимир Гутенёв. В частности, очень перспективным, по его мнению, выглядит проект по возрождению отечественного широкофюзеляжного самолётостроения.- Акцент сейчас делается на кооперацию с Китаем, поскольку для таких самолётов нужен ёмкий рынок — как минимум 450-500 миллионов потребителей, — пояснил парламентарий. — Наш Таможенный союз, к сожалению, сейчас такую цифру не даёт, так что выбор обоснован: разработка современной авиационной техники — очень дорогостоящее занятие и должно окупаться.
В то же время, отмечает Владимир Гутенёв, очень важно грамотно распределить ещё на этапе договорных отношений перечень компетенций, которые останутся за Россией. Жизненно необходимо сохранить своё доминирование не только в тех областях, где мы безусловные лидеры — это планер и аэродинамика, но и в сегменте производства авианавигационного оборудования, авионики, двигателей и гидравлических систем. Тогда наш авиапром сможет ещё больше упрочить свои позиции в мировой «высшей лиге».