Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Новый российский самолёт обошёл конкурентов ещё до взлёта

Главные преимущества лайнера — цена, высокотехнологичность и независимость от импорта

08.06.2016 18:00

Новый российский самолёт обошёл конкурентов ещё до взлёта
Фото: РИА «Новости»

В Иркутске прошла первая «выкатка» самолёта МС-21, который по-настоящему можно назвать отечественным — в его производстве используются преимущественно российские комплектующие. По словам присутствовавшего на презентации премьера Дмитрия Медведева, эта современная машина позволит России закрепиться в «высшей лиге» мирового авиастроения. Первый полёт МС-21 состоится уже в конце этого года.

Российский самолёт в своём классе превосходит как уже летающий Airbus A320neo, так и только разрабатываемые в США и Китае машины Boeing 737 MAX и COMAC C919. При этом европейцы и американцы просто пошли по пути глубокой модернизации уже не новых проектов, заменив на них двигатели, а у нас полностью новейшая машина, которую создали с нуля. Это дало возможность отработать на ней новые технологии, повысить её экономичность и добиться конкурентоспособной цены: 70-80 миллионов долларов против 100-120 у зарубежных конкурентов.

Самолёт будущего

Своё название МС-21 получил, что называется, с прицелом на будущее — аббревиатура расшифровывается как «Магистральный самолёт XXI века». Самолёт ориентирован на самый массовый сегмент мирового рынка лайнеров в диапазоне 180-200 кресел. Это ближне-среднемагистральный перевозчик с максимальной дальностью полёта до 6 тысяч километров. В рождение перспективной машины государство вложило 75 миллиардов рублей.

Это единственный в своём роде самолёт с новым композитным крылом, которое отличается высоким аэродинамическим качеством. Высокие лётные характеристики дают ему преимущество перед конкурентами по экономичности. Он также превосходит их по ширине фюзеляжа, что увеличивает комфорт пассажиров: это и более просторные проходы, более вместительные багажные полки, большая скорость обслуживания.

- МС-21 — второй принципиально новый проект гражданского самолётостроения, реализуемый в нашей стране в последние два десятилетия, — рассказал «Парламентской газете» генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень.

По его словам, МС-21, как и Sukhoi SuperJet — это уникальные амбициозные задачи для нашей страны, так как данные лайнеры в ближайшем будущем должны завоевать свою долю мирового рынка и заместить зарубежные аналоги на внутренних перевозках. Планируется, в течение 5 лет машины должны заменить до 100 самолётов западного и российского производства, выводящихся из эксплуатации.

В корпорации «Иркут» рассказывают, что самолёт МС-21 может использовать современные как американские двигатели Pratt & Whitney, так и отечественные перспективные двигатели ПД-14. Это даёт ему ещё одно экспортное преимущество.

Грань между импортозамещением и импортонезависимостью

По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по промышленности, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенёва, с учётом установки российских двигателей локализация производства у нас в стране новой отечественной машины составляет 80 процентов.

Вместе с тем парламентарий убеждён, что полностью перейти на выпуск всех систем и комплектующих в своей стране невозможно, да это и не нужно.

- Если есть несколько альтернативных зарубежных поставщиков, в том числе на электронную компонентную базу, и они расположены не только в странах НАТО, но и в Юго-Восточной Азии, и в Латинской Америке, то здесь кооперация является благом, — пояснил он «Парламентской газете». — Она позволяет снижать издержки, устанавливать конкурентоспособные цены и открывает дополнительные рынки.

Импортозамещение не самоцель, важно добиться импортонезависимости, считает Владимир Гутенёв. Такой подход отечественная авиапромышленность была вынуждена взять на вооружение после грустного опыта с продвижением на мировой рынок ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi SuperJet.

- К большому сожалению, мы на определённом этапе поверили в добрую волю и неангажированность западных стран, и поэтому степень локализации самолёта, разработанного компанией «Гражданские самолёты Сухого», была не такая высокая, как у МС-21, — напомнил депутат. — Например, его двигатель SaM 146 был разработан совместно с французской компанией Snecma. Предполагалось, что это решение упростит сертификацию самолёта на международных рынках и облегчит его продвижение там. Но после развёртывания санкционной войны выяснилось, что наша зависимость от поставщиков и сертифицирующих органов не позволяет продавать самолёты за рубеж. В частности, это привело к срыву контракта на поставку 100 машин в Иран.

С новым среднемагистральным самолётом МС-21 повторение подобной истории вряд ли возможно. Теперь очень важно, чтобы в установленные сроки — с декабря 2016 года по февраль 2017 года — самолёт полетел. А к концу следующего года начались его поставки перевозчикам. Уже сейчас портфель заказов превышает 175 машин, что создаёт хорошие перспективы для гражданского сегмента нашей авиации.

Китайские перспективы отрасли

Кроме «самолёта будущего», у нас на подходе есть другие интересные варианты для региональной авиации, рассказал Владимир Гутенёв. В частности, очень перспективным, по его мнению, выглядит проект по возрождению отечественного широкофюзеляжного самолётостроения.

- Акцент сейчас делается на кооперацию с Китаем, поскольку для таких самолётов нужен ёмкий рынок — как минимум 450-500 миллионов потребителей, — пояснил парламентарий. — Наш Таможенный союз, к сожалению, сейчас такую цифру не даёт, так что выбор обоснован: разработка современной авиационной техники — очень дорогостоящее занятие и должно окупаться.

В то же время, отмечает Владимир Гутенёв, очень важно грамотно распределить ещё на этапе договорных отношений перечень компетенций, которые останутся за Россией. Жизненно необходимо сохранить своё доминирование не только в тех областях, где мы безусловные лидеры — это планер и аэродинамика, но и в сегменте производства авианавигационного оборудования, авионики, двигателей и гидравлических систем. Тогда наш авиапром сможет ещё больше упрочить свои позиции в мировой «высшей лиге».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 5081