Депутаты предлагают упорядочить подписку

Поправки в Закон «О почтовой связи» призваны разрешить финансовый спор между издателями и «Почтой России»

Депутаты предлагают упорядочить подписку

Фото: ТАСС, Владимир Саяпин

Внесённые 16 мая в Госдуму поправки в Закон «О почтовой связи» призваны разрешить финансовый спор между издателями и «Почтой России». Авторы законопроекта — председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин («Справедливая Россия») и его коллега по комитету Ольга Тимофеева («Единая Россия») — предлагают определить прозрачный механизм ценообразования подписки периодического печатного издания.

Подписное ценообразование

С этой целью депутаты вносят изменения в статьи 2 и 16 Федерального закона, которые устанавливают, что в стоимость подписки на данный вид СМИ уже будет входить стоимость всего цикла доставки от издателя до конечного получателя. Как уточняет Леонид Левин, на нынешний день «Почта России» взимает помимо тарифа на доставку СМИ до потребителя ещё и дополнительную плату за доставку изданий до почтовых отделений отдельным платежом. Издатели считают, что почтовики дважды берут плату за одно и то же — за подписку и за транспортные услуги. «Почта России», в свою очередь, настаивает на том, что подписка покрывает только непосредственную доставку периодики читателю из почтового отделения, а перемещения изданий до почтового отделения должны быть отдельно оплачены издателями.

Дабы расставить точки над «i», депутаты предлагают часть первую статьи 16 изложить в следующей редакции: «Услуги почтовой связи, в том числе подписка на периодические печатные издания, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. При заключении договора подписки на периодическое печатное издание цена подписки на периодическое печатное издание состоит из цены экземпляра (экземпляров) такого издания, цены услуг по исполнению договора подписки на периодическое печатное издание, включая цену перевозки и доставки периодического печатного издания до адресата, если такая доставка предусмотрена указанным договором».

«Законопроект был разработан после медиафорума ОНФ «Правда и Справедливость», — отметил Леонид Левин. — Его задача — решить один из острых, неоднократно поднимавшихся представителями отрасли вопросов, который не получил однозначного толкования в судах и в итоге вышел непосредственно на президентский уровень. Под формальным противоречием между коммерческими интересами «Почты России» и издателей скрывается спор о таком базовом для общества понятии, как справедливость. Для издателей неприемлемо платить почте за транспортировку изданий до газетных узлов, они считают, что все транспортные расходы уже компенсированы почтовикам читателями, которые оплатили подписку. «Почта России», наоборот, полагает, что подписка — это только работа почтового отделения, а весь остальной путь должен быть оплачен издателями. Напомню, Президент России на медиафоруме прямо сказал, что этот спор порождён неопределённостью в законодательстве. Соответственно дал поручение Правительству по разрешению сложившихся противоречий.

Правительство в данный момент находится в сложной ситуации тончайшего согласования поправок к принятому в первом чтении Закону «О почтовой связи». Государственная Дума и раньше неоднократно помогала Правительству продвинуть неотложные, но по каким-либо причинам задерживающиеся решения. В этой связи можно вспомнить законы «о реестре отечественного программного обеспечения» или «об аккредитации журналистов муниципальными органами власти», позволившие принять меры, которые в силу разных причин не получалось реализовать на уровне правительственных постановлений. Руководствуясь поручением президента, мы разработали этот законопроект как меру безотлагательного решения вопроса. Законопроект не затрагивает общий процесс почтовой реформы, его цель — снять имеющееся напряжение между издателями и ФГУП «Почта России»…»

По словам депутата, механизм того, как конкретно должна осуществляться работа по доставке печатных изданий, будет определён правительственным постановлением. Законодательными мерами только снимается неопределённость понятия подписки. С принятием законопроекта антимонопольные органы и суды получают инструмент, исключающий имевшие место ранее, диаметрально противоположные решения. «В настоящее время, — подчеркнул Леонид Левин, — отечественное медиапространство переживает процесс всеобщей интернетизации — перехода в цифру. Традиционные редакции, десятилетиями нарабатывавшие опыт и аудиторию, остро нуждаются в средствах для обеспечения этого процесса. Отечественный читатель часто считает их неотъемлемой частью повседневного медиаландшафта, поэтому жизненно необходимо дать печатным СМИ возможность направлять свои и так ограниченные ресурсы на развитие, а не на бесплодные споры с почтовиками».

Чтение без разночтения

У самих издателей по этому поводу неоднозначное мнение. Так, главный редактор газеты «Нижегородская правда» Татьяна Метёлкина уверена, что законопроект, который возник после поручения Владимира Путина, поставит всё на свои места в спорах СМИ и «Почты России». «Это касается не только федеральных СМИ, а прежде всего региональных, — отметила она. — Тарифы на сортировку и стоимость доставки до узлов связи — приличная экономия. Каждому СМИ не придётся идти в суд, неся на это расходы. Суд определяет: законно это или незаконно, но судебная практика в таких вопросах нередко разнится. Пора зафиксировать всё законом, чтобы не было разночтений».

В свою очередь, исполнительный директор издательского дома «Собеседник», член Правления Гильдии издателей периодической печати России Сергей Цыганов отметил плюсы и минусы представленного законопроекта.

«Мне как издателю важно, что сама система работы подписки на периодические печатные издания и на доставку их к подписчикам не меняется и законопроектом сохраняется, — сказал он. — Хорошо, что законопроектом определено: почта будет заниматься подпиской напрямую. Это сегодня очень важно для издателя. Я положительно отношусь к тому, что на базе ФГУП «Почта России» создано подписное агентство. Почта, стремясь минимизировать подписные цены для граждан России, создала своё подписное агентство, дабы не было посредников и прочих третьих лиц в цепочке издатель — подписчик. И это агентство на рынке подписки успешно завоёвывает свои позиции.

Что мне как издателю хотелось бы увидеть в представленном законопроекте, но не посчастливилось? То, что есть во многих странах мира, но, к сожалению, нет в России. Несколько лет назад в России отменили трёхмиллиардную дотацию почте на покрытие части затрат на доставку подписных изданий подписчикам. Благодаря этой дотации почта длительное время не увеличивала цены на доставку подписных изданий подписчикам. Долгое время эти цены оставались низкими. Со снятием этой дотации почта, естественно, не имея средств на покрытие доставки со стороны государства,  увеличила свои тарифы по доставке подписного издания до почтового ящика подписчика. Увеличение цен на доставку, естественно, привело к тому, что издатели потеряли некоторое количество подписчиков».

Сергей Цыганов заметил, что во всём мире государства дотируют своим почтовым ведомствам доставку печатных СМИ подписчикам. В США, например, ежегодно из федерального бюджета поступает большая денежная сумма в Почту США. И это позволяет американской почте недорого доставлять подписные издания своим читателям. В США больше 80 процентов тиражей печатных СМИ распространяются по подписке. Как правило, к завтраку в семье или к утреннему кофе почтовики доставляют любимые газеты и журналы в почтовые ящики. Примерно такая же система существует в Англии, Франции, Германии, в странах Северной Европы. В России, к сожалению, этого нет.

«Мне как издателю хотелось бы увидеть в проекте этого закона такую норму, но, к сожалению, я ничего на этот счёт не нашёл, — считает Цыганов. — Да, её сложно увидеть по некоторым юридическим соображениям. «Почта России» стала акционерным обществом, а они не могут получать дотации от государства. Но мне как издателю хотелось бы, чтобы Минфин, Правительство России нашли возможности и способы выделения почте дотаций, чтобы она могла не повышать тарифы на доставку СМИ подписчикам. К сожалению, в проекте закона я этого не увидел.

В любом случае хочу выразить благодарность «Почте России», которая сегодня уделяет очень много внимания работе с периодическими изданиями. Она, с моей точки зрения, часто подвергается незаслуженной критике со стороны издателей за повышение тарифов. Это несправедливо, ибо повышение тарифов — вопрос не к почте, а к государственным органам. «Почта России» как предприятие само переживает непростые времена — у почтовых работников низкие зарплаты, инфраструктура изношена, техническое и программное обеспечение нужно менять, модернизировать. И она вынуждена поднимать тарифы, а чтобы этого не было, государству надо поддерживать подписку и дотировать, как во всём мире, почтовую доставку».


Просмотров 1243

16.05.2016

Популярно в соцсетях