Сетевой торговле пропишут новые правила

Поставщики товаров просят государство умерить аппетиты ретейла

Сетевой торговле пропишут новые правила

Фото Константина Капунова

Кабмин предлагает снизить размер ретро-бонусов торговых сетей и сократить сроки оплаты отечественным производителям за поставленные в сети товары. Об этом говорится в правительственных поправках к закону о торговле, внесённых в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении. Предполагается, что эти изменения позволят защитить интересы отечественных производителей и снизить уровень доминирования ритейла в торговле. Между тем ряд экспертов полагает, что предложения носят «косметический» характер и не окажут серьёзного влияния на торговлю.

Из-за многочисленных противоречий между поставщиками товаров и ретейлом российское законодательство о торговле меняется часто. Очередную порцию поправок в первом чтении депутаты приняли в мае 2015 года, и почти год парламентарии, правительственные чиновники, представители сетей и поставщиков обсуждали дальнейшую судьбу этого документа.

Поначалу его собирались рассматривать в осеннюю сессию, но свои официальные предложения Правительство в Госдуму вовремя не направило. Законопроект перенесли на более позднее время, и вновь о нём заговорили только весной этого года. Первый раз это произошло на третьем инвестиционном форуме «Инвестросс». Во время встречи с предпринимателями председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин заверил представителей бизнеса, что рассмотрение поправок затягиваться не будет. Спустя неделю о законе говорили на «прямой линии» с президентом Владимиром Путиным, в ходе которой президент поручил рассмотреть их до конца весенней сессии.

Уже в среду на этой неделе заместитель председателя Правительства Аркадий Дворкович сообщил, что поправки направлены в Госдуму. По его словам, кабинет министров предлагает снизить предельный размер ретро-бонусов с десяти процентов до пяти и сократить сроки оплаты товаров, поставленных производителями в сети. По скоропортящимся продуктам срок может снизиться с 10 дней до 8. В средней категории, где сроки годности колеблются от 10 до 30 дней, его предлагается сократить с 30 до 25 дней. По остальным товарам — с 45 до 40 дней.

Правительство также предлагает уточнить понятие «услуги сетей по продвижению товаров» и учитывать в нем не только логистику, но и работу ретейла по подготовке, обработке или оптимизации маршрутов доставки товаров. Плату за это предлагается включить в так называемый совокупный размер вознаграждения, которое поставщики платят ретейлу за оказание услуг по продвижению своей продукции. Кроме этого, Правительство предлагает расширить полномочия Федеральной антимонопольной службы в вопросе контроля взаимоотношений производителей, сетей и поставщиков, и ещё оно не поддержало предложение депутатов ввести дисквалификацию должностных лиц за создания сетями или поставщиками дискриминационных условий, препятствующих доступу на рынок другим компаниям.

Не нужно доводить споры до суда

Депутаты и эксперты по-разному отнеслись к правительственным поправкам. Например, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов считает, что заложенные в них ограничения сетей поставщикам ничего не дадут. «Нужна нормальная конкуренция и нормальные правила игры на рынке. Поскольку ничего подобного у нас нет, предлагаются вот такие полумеры, а они торговле не помогут», — считает депутат.

Вывести рассмотрение споров между сетями и поставщиками в межотраслевые комиссии предложил председатель организации по защите прав потребителей  «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов. Эксперт придерживается точки зрения Федеральной антимонопольной службы, которая под присмотром государства предлагает торговле пойти по пути саморегулирования.

«Доводить споры до судов не нужно. Решать их можно в специальных комиссиях, но ключевыми игроками в них должны стать представители государственных органов власти с совещательным правом голоса, — уверен Олег Павлов. По его мнению, несмотря на все усилия, которые были предприняты государством для регулирования торговли, сети продолжают диктовать поставщикам свои условия. Многих это устраивает, потому что более эффективного и  качественного канала сбыта товаров сегодня не существует.

Ненужные сертификаты обходятся бизнесу в сотни миллионов рублей

Поддерживает правительственные поправки заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов. «В нынешней редакции закон о торговле работает не в пользу производителей, а учитывает интересы только торговых сетей, и эту ситуацию надо менять», — считает депутат.

Производители, по его мнению, нуждаются в более эффективной защите от сотрудников сетей, которые запросто могут задержать подписание документов, и из-за этого поставщики вовремя не получат деньги за отгруженный товар. «В связи с этим очень важно добиться, чтобы законодательство о торговле исполнялось. Сейчас у ретейла есть много разных способов обойти действующие ограничения. Все знают, что товары поставщиков, которые не выполняют их условия, под самыми разными предлогами не пустят на полки магазинов», — прокомментировал депутат.

Виктор Климов считает, что параллельно с усовершенствованием законодательства о торговле государство должно сделать массу других нужных вещей. Прежде всего снять ненужную административную нагрузку на любой бизнес — и с сетей, и с производителей. «Бессмысленные сертификаты плодятся с огромной скоростью. Об этом говорилось даже на «прямой линии» с Владимиром Путиным. Некоторым компаниям такие бумажки стоят сотни миллионов рублей в год!», — рассказал депутат.


Просмотров 2020

22.04.2016

Популярно в соцсетях