Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Капремонт и расселение — головная боль номер один

Ответственность за эффективное расходование средств федерального бюджета на эти и другие цели возложена на региональные власти

17.02.2016 19:35

Капремонт и расселение — головная боль номер один
Фото Игоря Примака

О региональной политике, капитальном ремонте, развитии особых экономических зон и об ответственности региональных властей шёл разговор 17 февраля на «правительственном часе» в Государственной Думе с участием вице-премьера Дмитрия  Козака и министра строительства и ЖКХ Михаила Меня.

Средства используются плохо

В помощь субъектам Федерации перечисляют 17 процентов федерального бюджета. В сентябре 2014 года в законодательстве появилась норма о том, что деньги на следующий год должны  поступать в регионы не позже 15 августа текущего периода. Так что своевременное распределение субсидий -  зона ответственности федеральной власти.   Если этого не произошло, средства возвращаются в федеральный бюджет, а не остаются в ведомстве, которое допустило просчёт. В этом году систему ужесточат — субсидии нужно будет передать в регион до 15 июля.

Другая сторона проблемы — неэффективное использование средств в регионах. Ряд субъектов наказан штрафами за невыполнение программы по расселению граждан из ветхого жилья. Штраф, конечно, мера действенная, вот только накладывается он на бюджет региона, а не на губернатора, так что в итоге могут пострадать люди, которым должны  дать новые квартиры.

В этом плане более показателен пример губернатора Забайкальского края, который  поплатился креслом за провал госпрограммы по расселению из аварийного жилья.    В декабре 2013 года Президент Владимир Путин на заседании Госсовета говорил о личной ответственности губернаторов за реализацию программы расселения. И большинство регионов выполнили план, потому что руководитель региона сам контролировал выполнение программы по ликвидации аварийного жилого фонда. Отставка губернатора -  хороший урок для глав других регионов, считает глава Минстроя Михаил Мень.

Впрочем, грамотная политика в области межбюджетных отношений заключается не только в санкциях, но и в рациональном и справедливом распределении ресурсов и властных полномочий. Бюджеты большинства регионов исполняются с дефицитом, увеличивается зависимость от субсидий из федерального центра. В 2015 году регионам предоставили 341,6 миллиарда рублей бюджетных кредитов. Эти деньги идут, в частности, на замещение коммерческих кредитов. В 65-ти регионах вырос объём госдолга. На начало 2016 года в 14-ти регионах объём долга превысил 100 процентов объёма доходов бюджета. «Практика последних лет — предоставление регионам бюджетных кредитов — не оказывает должного влияния на стабилизацию ситуации», — сказал аудитор Счётной палаты Юрий Росляк.

Капремонт за госсчёт

Депутаты оппозиционных фракций в очередной раз высказались против программы капремонта. Лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский считает, что если не изменить ситуацию, люди выйдут на улицы. «Управляющие компании не нужны, частный сектор не потянет жилищный фонд», — сказал он.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, депутат от «Справедливой России» Александр Бурков напомнил, что программа предусматривает ремонт раз в 30 лет. Но ремонт крыш и перекрытий домов нужен чаще. Он спросил, готов ли министр строительства и ЖКХ взять личную ответственность за реализацию программы.

Михаил Мень ответил, что он занимается этим вместе с руководителями регионов.  По его словам, за первый год программа доказала свою эффективность — 20 тысяч домов были отремонтированы. Другое дело, что регионы утвердили региональные программы капремонта в три раза меньше по объёму, чем собрали средств за 2015 год. «Может, они не прогнозировали такой высокий уровень сборов?» — недоумевал министр. Он обещал сделать систему прозрачной, чтобы деньги были максимально эффективны и использованы именно на капремонт.

Во фракции КПРФ считают, что государство признало своё банкротство в вопросе капремонта. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам национальностей, депутат от КПРФ Валерий Рашкин рассказал, что объём ветхого и аварийного жилого фонда с 1990 года увеличился в три раза, а число аварий в жилых домах — в 5 раз. Ремонт должны были проводить за счёт государства, а в итоге переложили на плечи граждан, что вызвало возмущение собственников жилья, исправно плативших квартплату. Фракция КПРФ предлагает разработать план модернизации ЖКХ до 2020 года, финансирование этого направления увеличить как минимум на 50 процентов, а в программу капремонта вложить не менее 80 процентов государственных средств.

Полномочия есть, а денег не хватает

На органы исполнительной власти регионов и муниципалитетов возложено 636 полномочий. В соответствии с базовыми законами, которыми определяются порядок передачи полномочий и оцениваются расходы на их выполнение, переданы 108 властных функций. Остальные полномочия определены актами правительства, указами президента и другими документами. Но при этом не проводилась оценка финансовых возможностей регионов. «Необходимо понять, каково ресурсное обеспечение властных полномочий отдельных регионов», — считает Дмитрий Козак. Могут ли регионы выполнять возложенные на них задачи, во многом зависит от географического расположения, демографической ситуации, уровня развития бизнеса.

Сейчас Правительство проводит инвентаризацию и оценку расходных полномочий субъектов Федерации. Эта работа завершится в первом полугодии 2016 года, а во втором полугодии при распределении бюджетных средств по регионам будут исходить из результатов мониторинга. Кроме того, правительство утвердит стандарты работы сотрудников органов исполнительной власти в регионах — это 500 тысяч человек. В разных регионах уровни нагрузки на одного работника отличаются в сотни раз, а эффективность работы — в десятки раз.

У регионов появились ориентиры

Правительство утвердило схемы территориального планирования, разработка которых шла с 2004 года. Теперь есть схемы размещения транспортной инфраструктуры, образования, здравоохранения, энергетики, обороны и безопасности. «Регионы, муниципалитеты и бизнес имеют ориентиры, как будут развиваться территории», — сказал Дмитрий Козак. В свою очередь, субъекты Федерации, города и муниципальные районы должны будут утвердить свои схемы.

По словам Дмитрия Козака, в регионах спросом пользуются Особые экономические зоны. Сейчас рассматривается 15 заявок регионов на создание ОЭЗ. В действующих зонах зарегистрировано 437 резидентов, из них 77 — иностранные компании. Заявлено 577 миллиардов рублей инвестиций, уже вложено 108 миллиардов рублей.  Вместе с тем, и правительство, и Госдума отмечают неэффективность управления особыми экономическими зонами.

Как рассказал член Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Кривоносов, рабочая группа по ОЭЗ признала, что потенциал этих зон используется недостаточно. Депутаты предлагают передать Ростуризму контроль над туристско-рекреационными  зонами.  А контроль за другими ОЭЗ передадут руководству регионов.

Такое соглашение уже заключено, например, с губернатором Липецкой области Олегом Королёвым. В Липецкую ОЭЗ вложено 7 миллиардов рублей, привлечено частных инвестиций на 30 миллиардов. «Если ОЭЗ будет управлять руководство региона, а не из Москвы, как сейчас, эффективность территории будет гораздо больше», — уверен Дмитрий Козак.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3167