Даст ли Центробанк вольную рублю?
Каким может быть валютный курс в новом году
Десять часов утра по московскому времени — момент истины для сотен тысяч, если не миллионов людей: открываются торги на Московской межбанковской валютной бирже, по итогам которых Центробанк России устанавливает официальный курс доллара и евро. Эти показатели интересны не только многочисленным организованным и самодеятельным валютным спекулянтам и банкирам, не только государственным финансистам, ответственным за формирование и выполнение бюджета, но и вполне обычным, рядовым, как принято говорить, людям, составляющим большинство российского общества.
В России есть параллельная валюта
Это неудивительно: по подсчетам экспертов, на руках у населения имеется примерно 80 миллиардов долларов наличности и около 75 миллиардов размещено на банковских валютных депозитах, всего около 155 миллиардов, свыше тысячи долларов на гражданина России, включая детей и стариков. Заметим, что в рублевом эквиваленте объём наличной валюты составляет около 70 процентов от наличной рублевой массы, что может свидетельствовать о том, что в России фактически действует параллельная валюта.Что же определяет сегодня курс рубля и какова его вероятная динамика? Принято считать, что пара рубль-доллар (и евро, конечно, но его движения, как правило, дублируют доллар) танцует под музыку нефтяных цен. Это не совсем так: на торги в большой степени влияют и политические факторы, так называемая премия за политику, и действия международных спекулянтов, на относительно короткие сроки разгоняющие или опускающие курс, получая при этом громадные дивиденды, и сознательно организованные «вбросы» информации. Вспомним, как весной — летом 2014 года рос курс доллара на фоне гражданской войны на Украине. Стоило ситуации в Донбассе стабилизироваться — доллар тоже успокоился. Можно привести и немало примеров, когда цена на нефть падала, а рубль вопреки логике укреплялся: происходило это по причине того, что в отечественной экономике наступал период налоговых выплат или платежей по рублевым кредитам. И наоборот, если наступало время рассчитываться по валютным кредитам, доллар рос опережающими темпами вне корреляции с нефтяными ценами. Валютные спекулянты знают такие периоды и соответственно рассчитывают свои действия.
И триллионный дефицит возможен
Однако сегодня в экономике и, в частности, в бюджетной сфере складывается такая ситуация, когда можно попробовать рассчитать, каков будет вероятный курс доллара. Цена на нефть, которую Минэкономразвития определило на 2016 год в 50 долларов за баррель марки «Брент» (а отечественная «Юралс» ещё ниже) как базовую для расчёта федерального бюджета, сейчас падает до уровня 43 долларов. И прогнозы на будущий год с учётом того, что на рынок выйдут иранская и индонезийская нефть, оставляют мало надежд на рост котировок. А каждый доллар падения цены на нефть уменьшает доходы бюджета на 75 миллиардов рублей согласно расчётам Минфина. Следовательно, уже сегодня дефицит бюджета увеличивается минимум на пятьсот миллиардов рублей, а в перспективе может достичь и триллиона, преодолев порог в три процента валового внутреннего продукта — предел, который Президент России Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию категорически запретил повышать.Что остаётся делать в такой ситуации соблюдающим субординацию и государственную дисциплину исполнителям-управленцам? Выход, очевидно, один — компенсировать выпадающие доходы валютной девальвацией рубля. Дело в том, что Центробанк проводит жёсткую политику на ограничение инфляции, сжимая кредитную и денежную массы. Проще говоря, отказывается пополнять деньгами экономику. В результате инфляция особо не сокращается (14 процентов официально), а рубль отстаёт от падения цен на нефть примерно на 30—40 процентов. Стабильность рубля в данных обстоятельствах — фактор негативный и свидетельствует не о крепости национальной валюты, а о её нехватке даже для обслуживания текущих платежей.
Это полезно экономике
Если же «отпустить» рубль, приведя его курс в соответствие с ростом цен на нефть, то вполне можно закрыть дефицит госбюджета и выполнить указание Президента РФ о максимальном размере дефицита госбюджета. Весьма вероятно, что такой путь и будет избран. С учётом того, что рост курса доллара на рубль по расчётам Минфина приносит в бюджет дополнительно 180 миллиардов, можно предполагать, что в среднем в будущем году за доллар будут давать не меньше 75 рублей, а если будет сочтено целесообразным прибегнуть к инвестиционной эмиссии, то и 80 рублей. При этом адекватного роста инфляции не будет, ведь импортозависимость, как планируют, должна уменьшиться, следовательно, дорогой доллар не окажет большого влияния на внутренние потребительские цены.Ещё один фактор, который может увеличить рублевую стоимость доллара, — очень вероятное повышение учётной ставки ФРС — американского Центробанка, которое ожидается в будущем году. Однако по этой причине существенного роста ждать не стоит, вряд ли ФРС увеличит ставку более чем на процент, добавив единовременно к курсу доллара не более рубля-полутора. К тому же разговоры о повышении ставки ходят так давно, что валютный курс уже учёл это обстоятельство в текущих котировках. Можно спорить о цифрах, но в целом снижение валютного курса рубля — мера объективная, давно ожидаемая и, безусловно, полезная для экономики.