Все о пенсиях в России

вчераСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

вчераЧто положено ветерану МВД и как этот статус получить

13.04.2024Кому повысят пенсии с 1 мая

Вячеслав Лысаков: Автопрому поможет здоровая конкуренция

Депутат Госдумы не разделяет оптимизма Минпромторга, где говорят об увеличении вдвое экспорта наших автомобилей

30.11.2015 14:45

Российский автопром переживает не лучшие времена, но Министерство промышленности и торговли смотрит в будущее с оптимизмом. Экспорт произведённых в нашей стране автомобилей планируется увеличить вдвое, при этом ставку сделают на высоколокализованные производства. Насколько реальны планы министерства, рассуждает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

- Вячеслав Иванович, как вы оцениваете ситуацию в российском автопроме?

- Можно говорить о спаде производства, падении продаж автомобилей. Но главная проблема в том, что автомобильная промышленность в России состоит из заводов, которые только с натяжкой можно называть российскими. На самом деле за ними стоят конкретные иностранные собственники. Мы знаем, например, что «АвтоВАЗ» перешёл в руки крупной группы «Рено-Ниссан». При этом степень локализации производства в России очень низкая. Изначально планировались другие, гораздо более высокие, цифры локализации. Сборка машин, производство компонентов и запчастей должны были осуществляться в нашей стране, и от этих условий чётко зависели льготы западным автомобильным компаниям, которые строили у нас заводы.

За локализацию производств отвечает Минпромторг. Но когда  министр промышленности и торговли Денис Мантуров встречался в Госдуме с фракцией «Единая Россия», я  так и не смог добиться от него ответа на вопрос, какая локализация планировалась и что получилось в итоге. Министр говорил много красивых общих слов, но конкретных цифр не назвал.

Китай, запуская на свою территорию крупные компании, добивается за два года 80 процентов локализации производства на своей территории. Это очень высокие цифры: практически весь автомобиль собирают в стране. У нас, насколько я знаю, локализация в лучшем случае составляет 30-40 процентов. Одно дело, когда в системе сборки автомобилей задействована химическая, металлургическая, радиоэлектронная промышленность той страны, куда допущены производители. Другое дело, когда там только окрашивается кузов, прикручиваются колёса и вставляется двигатель. Это уже отношение к стране как к государству третьего мира. Вот в чём основная проблема так называемого «российского» автопрома, который зачастую принадлежит иностранным компаниям. Минпромторг об этом стыдливо и скромно всегда умалчивает, хотя персональную ответственность должны нести руководители министерства и главы профильных департаментов, которые курировали и согласовывали все эти вопросы.

Хочу отметить, что льготы и преференции иностранные компании получили и с удовольствием использовали. А может, и поделились с кем-то из российских чиновников. Не исключаю этого.

- Возможно ли увеличить экспорт российских автомобилей в два раза к 2020 году?

Качество иностранных автомобилей, которые собирают в России, отстаёт от импортных аналогов. Я не говорю об отечественных брендах. Есть замечания к  качеству металла, окраски, радиоэлектроники. В Калининграде производят BMW представительского класса, и Ford Mondeo. Бывает, что краска с автомобиля облезает через год, и автоматические коробки передач приходится часто менять. Ещё рано говорить о том, что Россия выпускает такую же продукцию, как та, которая сходит с конвейера за границей.

За счёт чего мы увеличим экспорт? Toyota Camri максимальной комплектации, собранная в США, стоила до прыжков валютного курса 24 тысячи долларов. А собранная в России аналогичная модель стоила в два раза дороже. Поэтому я не разделяю оптимистические планы Министерства промышленности и торговли. В своё время «АвтоВАЗ» планировал выпускать полноприводные модели, с новым двигателем, новым шасси — и ничего не было реализовано, а денег ушло более 20 миллиардов долларов. Пока не будет персональной ответственности за использование бюджетных средств и за невыполненные планы, мы так и будем рапортовать и обещать.

- В последние годы наблюдается резкое снижение спроса на автомобили. Как повысить потребительский аппетит?

-  Спрос на автомобили стимулируется очень просто — должна быть внутрирыночная конкуренция. Чем она выше, тем больше стимул для автопрома работать над улучшением качества, а не над поднятием цены. В конце 80-х, когда Япония стала внедряться на американский рынок автомобилей, автопроизводители просили президента Рейгана перекрыть дорогу японским производителям, которые отбивали покупателя. Тогда Рейган сказал, что решить проблему легко — надо делать автомобили лучше. Это подтолкнуло американских производителей повышать качество своих машин. Конкуренция сыграла роль. Ограничивая конкуренцию, мы ущемляем интересы потребителей и создаём тепличные условия для производителей, работающих на внутренних рынках.

- Не способствуют ли власти мегаполисов снижению спроса на автомобили?

Как они ни стараются, никто из автолюбителей не пересел на общественный транспорт. Это байки господина Ликсутова, который постоянно обещает снижение пробок и считает, что в Москве 500 тысяч лишних машин. Безумная идея — убрать из Москвы полмиллиона автомобилей. Но можно создать проблему — сделать тротуары 20 метров шириной, везде поставить знаки, запрещающие парковку и даже остановку у поликлиник, больниц, детских садов, травмпунктов. Даже парковочные карманы заставлены запрещающими знаками. Проезжую часть в центре Москвы сузили, сделав дорожки для велосипедистов — в городе, где полгода стоят холода. Говорят о том, что пробок стало на 26 процентов меньше. Но мы видим, что на деле количество пробок не снизилось. Власти Москвы утверждают, что платные парковки улучшают безопасность дорожного движения и повышают пропускную способность дорог. У меня вопрос: а если парковки будут бесплатными, дорожная безопасность ухудшится? Некоторые московские чиновники радеют не за грамотную организацию дорожного движения, а за полную коммерциализацию. Автомобилистов выживают с улиц, получая при этом сверхприбыль. Понятно, что никакого здравого смысла здесь нет. Такая политика приводит только к росту социальной напряжённости. Надо создавать дружелюбную окружающую среду для всех — автомобилистов, пешеходов, велосипедистов.

Беседовала Мария Соколова

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2607

Ещё материалы: Вячеслав Лысаков