Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Плата за утилизацию мусора может вырасти

Как не допустить этого, обсудят на «круглом столе» в Государственной Думе 27 ноября

27.11.2015 09:30

Плата за утилизацию мусора может вырасти
Фото Владимира Афанасьева

Федеральный закон номер 458, принятый в конце декабря 2014 года пока не работает. Причина - отсутствие ряда подзаконных актов, которые должны быть подготовлены исполнительной властью. В парламенте считают, что дальнейшее затягивание решения проблем переработки отходов может ударить по карманам наших граждан.

Неконтролируемые отходы

Несмотря на то что закон вносил изменения в ранее действующий документ «Об отходах производства и потребления», принятый ещё в 1998 году, его значение далеко не техническое. Предлагаемые изменения выстраивают по сути новую систему утилизации отходов и позволяют навести порядок в отрасли.

Следует отметить, что утилизация отходов в нашей стране контролируется очень слабо. Количество современных полигонов, построенных с соблюдением всех технологических и природоохранных норм, в масштабах такой страны, как Россия, мизерное. Большинство свалок находятся в введении различных коммерческих структур, ведущих свой бизнес крайне непрозрачно. В то же время массово возникают «стихийные» свалки, наносящие серьёзный вред экологии. Они уже создают проблемы в ряде регионов, например на берегах уникального озера Байкал. Кстати, на этих свалках зачастую находятся и такие отходы, которые вполне можно перерабатывать в полезный продукт. Согласно статистике, более 40 процентов отходов являются ценным вторичным сырьём, но только 7-8 процентов попадает на вторичную переработку. Особенно это касается всевозможной упаковки (для сравнения, в странах ЕС вторичное использование упаковки достигает 78 процентов), потому не случайно в законе отдельно прописана глава, вводящая запрет на захоронение отходов, не утративших «потребительские свойства».

Многие коммерческие организации и вовсе предпочитают не связываться со специализированными компаниями, а захоранивают иногда опасные и токсичные отходы доморощенным путём. Чему же удивляться, когда то там, то здесь на пустырях, предназначенных под жилую застройку, вдруг обнаруживаются радиоактивные очаги. Закон предусматривает и это, устанавливая ответственность за подобные действия.

По словам министра природных ресурсов и экологии Сергея Донского, закон фактически формирует новую отрасль по переработке, утилизации, создаёт современный экономический механизм оборота отходов, уточняет процедуры и регламенты. В общем, все правильные слова по поводу нового закона были, кажется, сказаны ещё год назад. Но вот только с тех пор ситуация с отходами практически не изменилась.

Реформа откладывается

Собственно, документ ФЗ-458 предлагал до крайности простую схему. Любой производитель, будь то бизнес или госпредприятие, должен либо сам организовать производство по переработке отходов, либо заплатить так называемый экологический сбор. Последний должен был приносить государству дополнительные 30 миллиардов рублей в год. Уплачивать сбор было необходимо с июля 2015 года.

Однако месяцем раньше на совещании у премьер-министра было решено ввести мораторий на неналоговые платежи (к которым относился и экологический сбор) для бизнеса до 2019 года. В Правительстве это почему-то было воспринято как основание для приостановки работы и над другими подзаконными актами по данному закону.

В условиях кризиса, безусловно, важно поддержать малый и средний бизнес, ограничив налоговую нагрузку на него, однако какое отношение ко всему этому имеет, скажем, положение закона об учреждении в регионах отобранного по конкурсу регионального оператора по утилизации отходов. До сих пор не оформлена подзаконными актами и такая важная мера, как обязательное лицензирование, которое должны были пройти все компании, занимающиеся вывозом и утилизацией отходов.

Все эти меры, безусловно, помогли бы сделать отрасль мусоропереработки прозрачнее, избавить её от коррупции и полукриминальных элементов.

Мяч на половине региональных властей

Вместе с тем глава Комитета Госдумы по природопользованию и экологии Владимир Кашин не считает, что реализация закона может серьёзно тормозиться из-за коррупции.

«Элементы криминала и коррупции в этом бизнесе, безусловно, есть, но главная причина не в этом, - считает он. - 458 ФЗ передал полномочия по организации утилизации отходов с муниципального на региональный уровень. Регионы оказались к этому не готовы. Тем более что закон непростой, он требует выстраивания целой технологической цепочки, включающей и современные полигоны, и заводы по переработке. Сейчас мяч, образно говоря, на половине регионов. Это они должны подготовить специальные программы экологической переработки (ПЭП) и согласовать их с федеральными министерствами. Пока работа эта движется крайне медленно, думаю, по причине отсутствия специалистов в региональных правительствах».

В то же время Владимир Кашин отметил, что и федеральные министерства могли бы работать «порасторопнее», выпуская подзаконные акты и подталкивая региональные власти к скорейшей реализации закона. «Промедление с введением новой системы переработки отходов может привести к тому, что цены за эти услуги пойдут вверх», - считает депутат.

«Закон хороший, но он действительно сложный в плане подготовки», - согласен первый заместитель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук. По данным сенатора, для реализации закона нужно подготовить 31 подзаконный акт, из которых сегодня готово 20. Нельзя, таким образом, сказать, что работа не ведётся, но нам бы хотелось, чтобы она шла быстрее, - замечает Степан Киричук. «В целом же задача этого закона сделать так, чтобы тарифы для населения оставались на приемлемом уровне», - заметил сенатор.

Мусор бьёт по карману

Вместе с тем пока закон находится в «спящем состоянии», не может заработать и механизм инвестирования в отрасль, что неминуемо обернётся повышением тарифов за вывоз мусора для граждан. Об этом говорит гендиректор «Эко-система» Андрей Якимчук: «Преследуя благую цель о снижении неналоговой нагрузки на бизнес, Правительство по сути нивелировало ключевой отраслевой закон. Поправки к закону, после введения моратория, не несут никакого смысла. Правительство закончило реформу сектора, не начав её. Единственное, что может теперь стимулировать отрасль, - рост тарифов, что, соответственно, приведёт к повышению платы для населения. Но и эта крайняя мера не сможет в должной степени удовлетворить все потребности отрасли, которая находится лишь в начале перехода к цивилизованному рынку обращения с отходами».

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1586