Беларусь приручает мирный атом
Под эгидой Союзного государства осуществляется крупнейший проект — строительство Белорусской АЭС, каждый из двух энергоблоков которой сможет вырабатывать 1194 мвт.
Один из важнейших импульсов, давших возможность сначала серьезно заговорить о проекте строительства АЭС, а затем и взяться за его осуществление, несомненно связан с развитием сотрудничеством наших двух стран после создания Союзного государства. Государственный экспортный кредит, предоставленный российской стороной, который должен покрыть 90 процентов стоимости контрактов, связанных со строительством, стал возможен именно в контексте одной межгосударственной кооперации. Нельзя не отметить, что о непременности выбора для станции именно российкого оборудования говорить не приходилось. Велись переговоры и с известной в мире корпорацией «Вестингауз», однако ее требования оказались куда затратней…
Защита Белорусской АЭС от последствий любых даже теоретически возможных катаклизмов началась задолго до укладки первых кубометров бетона. Первому требованию — наличию необходимого количества воды отвечали 74 потенциально проходящих площадки. Затем их обилие сократилось до 15. Поначалу предпочтительнее казались шансы Могилевской области, однако геологические исследования показали, что восток Беларуси слишком «богат» обводненными мелами, не спосбными выдержать тяжесть подобных мегасооружений. Наилучшим в итоге был сочтен участок близ Островца на западе страны.
Генеральный директор БелАЭС Михаил Филимонов прокомментировал условия жизни и работы в Островце. Для тех, кто нужен стройке и будет нужен станции после того, как по линиям энергопередач пойдет островецкий электроток, перспективы очевидны. В этом году будет сдано пять жилых домов, еще двенадцать должно быть сдано под ключ за последующие двенадцать месяцев.
Жилищная программа завершится в 2018 году (этот временной рубеж для АЭС принципиален, так как будет на него запланировано окончание не только монтажных работ, но и всей необходимой отладки вкупе с тщательнейшей проверкой оборудования первого энергоблока). Тогда вдобавок к двум существующим прибавится еще один микрорайон. А через пять лет, когда заработает второй энергоблок, горожан в Островце станет второе больше, чем до начала белорусской стройки века.
Между тем жилье для персонала и наличие того же самого персонала — это не одно и то же. Своих специалистов по работе на АЭС в Республике Беларусь, понятное дело, не хватит, откуда им в одночасье появиться.. Конечно, тем, кто придет на станцию после того, как начнутся реакции в реакторе первого энергоблока, будет у кого учиться, но первое поколение белорусских атомщиков не может взяться ниоткуда. В этом смысле заметная проблема налицо. Конечно, в Беларуси существует и действует уже семь лет Государственная программа подготовки кадров для АЭС, она предусматривает, в частности, обучение в России, но профессионально и досконально знакомых с таинствами получения электроэнергии с помощью управляемых ядерных процессов явно потребуется намного больше. Обучение будет вестись и на самой Белорусской АЭС. Уже в этом году здесь появится учебно-тренировочный центр, а по сути дела тренажерная копия станции, позволяющая вести занятия в условиях, максимально приближенных к реальным.
Заместитель мнистра энергетики Республики Беларусь Михаил Михадюк сказал, что несомненный кадровый голод удастся одолеть, приглашая опытных инженеров по всем необходимым специализациям из России, Украины и Литвы, что уже делается. Желающих — особенно из двух последних стран — немало. Причины интереса к переезду в Островец очевидны. После закрытия под давлением ЕС Игналинской атомной электростанции в соседнем прибалтийском государстве энергетики-ядерщики остались не у дел и для многих из них приглашение в Беларусь нечто типа манны небесной. Сходная стуация и с Украиной. Где хватает безработных атомщиков-чернобыльцев. Есть желающие сменить охваченную смутой страну на стабильную и хорошо оплачиваемую жизнь в мирной Беларуси и на других энергетических объектах «незалежной».
По словам заместителя министра, возможны любые варианты юридического оформления статуса людей, вынужденно ставших в 1991 году иностранцами. Удовлетворяющим критериям работы на Белорусской АЭС будет предоставлен вид на жительство, а в перспективе возможно получение гражданства. Не исключен и вахтовый метод, давным-давно опробованный нефтяниками и газовщиками, но атомщиками обсуждаемый впервые. Правда это не касается руководства и персонала особо важных подразделений АЭС. В подобных случаях решение придется принимать на высших уровнях.
Таким образом сняли проблему с важнейшей должностью главного инженера. Однако заместитель Государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин склонен смотреть на ситуацию в менее радужных тонах. Реакторы и турбины, по его словам, это на любой АЭС святая святых. Вопрос о допуске к ним иностранных граждан очень не прост, но так или иначе вполне снимаем с повестки дня…