Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Автозаводы ударили по тормозам

Россияне покупают всё меньше машин, а предприятия всё меньше их производят

01.04.2015 13:01

Трудно найти в России отрасль, более чувствительную к кризису, чем автомобильная. Из-за роста курса валют импортные комплектующие сильно подорожали, а россияне при этом не готовы покупать машины даже по старым ценам. О новых и говорить нечего.

В итоге по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в январе падение продаж составило около 25 процентов по сравнению с прошлым годом, а в феврале уже почти 38 процентов.

 

Выдержки не хватило

- Сейчас автомобильный рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль - только начало этого замедления, - считает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. - Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжёлыми, и что продажи ещё не достигли своего дна. Хорошие макроэкономические новости, такие как стабилизация рубля, дают надежду на улучшение ситуации в отдалённой перспективе. Однако до того момента участникам рынка понадобится терпение и выдержка.

Но именно выдержки многим автопроизводителям и не хватило. На российских предприятиях уже начались массовые сокращения, а приостановка выпуска машин стала обычным делом.

- В нынешней ситуации каждый второй работник автомобильного сектора рискует остаться без работы, - считает депутат Законодательного собрания Ленинградской области Алексей Этманов, возглавляющий Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация», который объединяет сотрудников автопрома. - Кредиты за него выплачивать будет некому, кормить его детей тоже будет некому.

 

Компенсации не как в Европе

Самые кардинальные шаги предпринял концерн «Дженерал Моторс». Он объявил, что полностью прекращает выпуск в России автомобилей Опель и большинства моделей Шевроле - останутся только представители линейки премиум-класса Тахо, Корвет и Камаро. К июлю завод «Джи-Эм» в Петербурге будет законсервирован, а предприятие в Калининграде прекратит выпуск Шевроле Трейлблейзер и всех моделей Кадиллак. Всё это, естественно, сопровождается увольнениями.

- Идут массовые сокращения на «Джи-Эм», - рассказал активист профсоюза Иван Овсянников. - Без работы останется около тысячи человек - это почти все сотрудники завода в Петербурге. Причём фактически речь идёт не о сокращении, а о навязывании работникам невыгодных условий: им предлагают увольняться по соглашению с работодателем, обещая при этом выплатить зарплату за семь месяцев вперёд.

Из слов активиста следует, что исключений не делают даже для беременных женщин - их вызывают к руководителям и требуют подписать бумагу об увольнении. И уже со следующего дня они могут на работу не ходить.

На самом предприятии ситуацию не комментируют, но намекают, что как раз-таки условия для работников они предлагают неплохие. Ведь в случае сокращения штатов уволенные получили бы лишь два оклада, а тут - семь.

- В Европе предприятия «Джи-Эм» выплачивают намного более крупные компенсации, - парирует Иван Овсянников. - А в России они хотят отделаться копейками. Мы требуем, чтобы в нашей стране они вели себя так же, как за границей.

Прокурорская проверка показала, что петербургский завод General Motors при увольнении рабочих законодательство не нарушает. Но это лишь дало повод сотрудникам думать, что власти заодно с алчными хозяевами предприятия. Поэтому в субботу 27 марта они вышли на митинг к Финляндскому вокзалу, требуя, чтобы увольняемым выдавали зарплату не за семь месяцев, а за полтора года вперёд. Плюс предприятие должно оплатить их переобучение: большинство не верит, что сможет найти новую работу в условиях кризиса даже в течение года. Так что придётся переквалифицироваться. Ещё одно требование - приоритетное право на трудоустройство, если в будущем завод возобновит выпуск машин.

 

Можно без увольнений?

На митинге к работникам «Дженерал Моторс» присоединились их коллеги с других петербургских автозаводов. Особенно активны были сотрудники «Форда»: на их предприятии с 16 марта проходит забастовка, рабочие требуют, чтобы во время вынужденных простоев по вине работодателя им полностью выплачивали зарплату, а не две трети, как сейчас.

- У нас тоже идут массовые сокращения, - рассказал один из активистов Роман. - Мы требуем, чтобы уволенным выплачивали восемнадцать окладов - это даст возможность людям кормить семью, пока они будут искать новую работу. И мы считаем, что можно вообще обойтись без увольнений.

В пример рабочие «Форда» приводят завод «Фольксваген» в Калуге, где не стали никого увольнять. Вместо этого там сократили рабочую неделю до 35 часов, причём без уменьшения зарплат.

- Это стало возможным, потому что на «Фольксвагене» очень сильная профсоюзная ячейка, в ней почти две тысячи человек, и работодателю приходится с этим считаться, - уверен Иван Овсянников. - На других предприятиях позиции профсоюза слабее, и хозяева делают, что хотят.

- Мы считаем, что есть альтернатива сокращению сотрудников, - продолжил Иван Овсянников. - Можно, например, снизить зарплаты и бонусы топ-менеджерам. Кого-то можно отправить в командировку, как это сделал тот же «Фольксваген»: там довольно большое количество рабочих перевели на завод в Германию, - когда в России дела в автомобильном секторе наладятся, их вернут. А пока люди работают там, получают зарплату. Конечно, всех за границу не пошлёшь, но так хотя бы можно минимизировать сокращения. Главное - мы хотим, чтобы работодатели обсуждали варианты, искали компромиссы. Но на большинстве предприятий этого не происходит. На «Форде», конечно, переговоры идут, но они вынужденные из-за забастовки: ситуация конфликтная, вот её и пытаются решить.

 

И даже индексация

По словам Ивана Овсянникова, самая острая ситуация сейчас на петербургском «Дженерал Моторс» и на калужском «Пежо-Ситроен-Мицубиси»: последний уже заявил об остановке работы почти на целый квартал - с 27 апреля по 10 июля.

- На «Пежо-Ситроене» руководители нашли способ, как вообще не выплачивать уволенным никаких компенсаций, - грустно усмехнулся Иван Овсянников. - С сотрудниками заключают срочные трудовые договоры на один год. Срок истёк - и до свидания, договор просто не продлевают.

На петербургском заводе «Ниссан» борются с кризисом своими методами - с прошлого года там перешли с работы в три смены на работу в две смены. И так будет продолжаться минимум до лета. Плюс запущена новая модель внедорожника, на который и руководство, и рабочие возлагают большие надежды: если продажи пойдут хорошо, ухудшения условий работы не будет.

- У нас всё пока достаточно спокойно, - рассказал работник «Ниссана» Андрей Кан. - Правда, с 16 марта по 1 апреля был простой, но сокращений нет. Работодатель обещает, что они и не предвидятся. У нас даже должна пройти индексация зарплат - руководство отправило заявку в европейский офис на повышение окладов на 11,4 процента, но там, говорят, согласовали процент пониже. Когда выйдем на работу после простоя, нам сообщат точную цифру.

 

КОНКРЕТНО

В 2014 году в России было продано 2 491 404 новых легковых автомобиля. За год до этого - 2 777 547. Снижение составило 10,3 процента.

В январе 2015 года продали 115 390 машин - на 37 272 меньше, чем в январе 2014 года. Снижение - 24,4 процента.

В феврале 2015 года продано 128 298 автомобилей, это на 78 228 меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение - 37,9 процента.

(По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.)

Александр Горелик 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 764