Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Весеннее половодье цен

Без государственного регулирования его не обуздать

18.03.2015 12:20

В конце февраля Минэкономразвития обнародовало очередной прогноз по инфляции в нынешнем году. Согласно ему, по итогам первого квартала уровень годовой инфляции «подтянется» уже к 17 процентам. И в этот прогноз, к сожалению, очень даже верится. Во всяком случае, уже в первых числах марта было объявлено, что годовая инфляция в России выросла до 16,2 процента. Значит, до конца месяца планки в 17 процентов достигнем наверняка. Словом, если в природе после относительно теплой и малоснежной зимы весеннего половодья, может быть, и удастся избежать, то в экономике половодье цен разливается в полную силу.

«Импортным» становится все

Если речь идёт об импортных продуктах, то здесь, в общем-то, всё понятно. Ещё в прошлом году, через два месяца после введения Россией антисанкций в отношении некоторых видов продовольствия министр финансов Антон Силуанов заявлял, что резкое - осеннее - повышение цен на продукты как раз и стало следствием этой меры. А впереди было катастрофическое декабрьское падение рубля, повлекшее ещё большее удорожание импорта.   

Поэтому, скажем, рост цен на кофе, который импортируется на 100 процентов, никого не удивляет. Но почему постоянно дорожает отечественное продовольствие? Почему бьют антирекорды по росту цен сахарный песок и куриные яйца? А куриное мясо, которое, как нас бодро уверяют чиновники, давно уже в большинстве своём отечественное? Или в момент попадания на прилавок все эти продукты каким-то загадочным образом превращаются в импортные?

Ларчик открывался просто

На самом деле ничего загадочного нет - всё предельно просто. В нашей стране продолжают в полную силу действовать два абсолютно деструктивных фактора: отсутствие государственного регулирования экономических процессов и, напротив, присутствие сформировавшегося ещё в начале приснопамятных 90-х годов многочисленного паразитирующего слоя посредников. Иными словами, сегодня производитель в подавляющем большинстве случаев вынужден продавать свою продукцию через различных оптовых посредников, причём на пути к магазину или рынку их может быть целая цепочка. Ясно, какой будет при этом итоговая цена, которую и приходится платить потребителям.

Возьмём уже упоминавшийся и один из наиболее значимых в повседневном потреблении продуктов - куриные яйца. По данным, приводимым директором Российского птицеводческого союза Галиной Бобылёвой, цена десятка яиц на пути от производителя до магазина увеличивается вдвое. В столице, скажем, это «путь» в среднем от 40-50 до 80-100 рублей. Таких 100-процентных накруток не знает ни одна экономика мира!

Конечно, там, где удаётся избегать «услуг» посредников, картина иная. К примеру, по официальным данным министра потребительского рынка и услуг Московской области Владимира Посаженникова, на подмосковных ярмарках цены по сравнению с обычными магазинами становятся не просто меньше, а порой снижаются вдвое. Однако далеко не каждый житель крупного города (тем более столицы с её дистанциями огромного размера) доберётся до ярмарки и не предпочтёт привычный ближайший рынок. А на нём уже товары - в отличие от ярмарок - прошли через многочисленные посреднические руки. Вот и выходит, что одними ярмарками проблему не решить - нужен новый государственный подход к проблеме ценообразования, который охватил бы всю систему розничной торговли.  

Так есть государство или нет?

В странах Евросоюза, например, продукцию фермеров практически на 100 процентов реализуют специальные кооперативы, решающие весь комплекс вопросов - от расчётов с производителем до скорейшей доставки продуктов потребителям. Посредников - в самой что ни на есть рыночной экономике - попросту нет! Естественно, что в этом случае и наценка оказывается минимальной. Мы уже не говорим о такой знаменитой мере госрегулирования и в США, и в ЕС, и в Японии, как компенсирование большей части затрат сельхозпроизводителям, что также влияет на конечную цену продукта. У нас же до последнего времени вообще чуть ли не единственным государственным органом, занимающимся контролем за ценами, была Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Но ведь ФАС - это, по сути, аналог «экономической полиции» (или, как вариант, «пожарной команды»), но никак не орган управления экономикой. Для управления нужны совершенно другие структуры и, главное, подходы.

Вот недавно президент Владимир Путин подписал законы, ужесточающие государственное регулирование цен на лекарства и дорогие медицинские изделия. Мера абсолютно необходимая и давно назревшая, но достаточная ли? На фоне постоянно звучащих из уст самых высокопоставленных чиновников заверений в верности «рыночным принципам» такие законы сегодня выглядят скорее как исключение из общих правил. А надо, чтобы они стали дополнением к общей системе государственного регулирования в России.

Похожим исключением выглядит и недавнее решение Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) заморозить цены на социально значимые товары на два месяца. Это - сродни попытке вылечить глубокую рану с помощью одной только временной заморозки, действие которой скоро закончится, и рана будет кровоточить ещё сильнее. Точно так же и цены по истечении указанного срока, если ничего больше не делать, неизбежно полезут вверх. И как тогда прикажете поступать? Ещё раз «временно замораживать»?  

Поэтому необходимо решительно отбросить давно провалившиеся либеральные рецепты «невмешательства государства» в экономику и хотя бы творчески взглянуть на то, как в тех же развитых странах работают целые механизмы, состоящие из десятков мер одновременно и стимулирующего, и карательного, а где надо - то и напрямую указующего характера. Посредством их именно современное государство, а вовсе не «всемогущий рынок» оказывает влияние на розничные цены.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 825