Госдума будет контролировать бюджет госпрограмм и состав их мероприятий

Нижняя палата парламента будет осуществлять контроль за бюджетом государственных программ и составу их мероприятий. Соответствующий проект Постановления «О реализации положений Федерального закона «О парламентском контроле» и об исполнении пункта 3 постановления Государственной Думы «О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» депутаты рассмотрели на пленарном заседании 10 июня.

Речь идёт о пересмотре приоритетов самих программ, координации и механизмах их реализации. Депутаты, в частности, заинтересованы в том, чтобы получить возможность влиять на состав мероприятий той или иной госпрограммы, а, главное, иметь право предварительного парламентского контроля при рассмотрении проектов госпрограмм.

Угроза экономического кризиса заставляет правительство сокращать расходы по государственным программам, на которые сегодня уходит более половины всех бюджетных расходов. Только в этом году из 14 триллионов рублей всех федеральных расходов 8 триллионов планировалось потратить на госпрограммы, в частности, на «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизацию экономики», «Обеспечение национальной безопасности». Под пересмотр может попасть буквально каждая программа.

Об этом заявила депутатам глава Счётной палаты Татьяна Голикова. Она указала, что при переходе к программной структуре госбюджета остаётся нерешенной проблема оценки эффективности и координации программ. Особенно ярко произвол бюджетных трат отражается при крупном капитальном строительстве: «Параметры проектов существенно меняются, часто без должных обоснований, и в итоге реализуется совсем другой инвестиционный проект. Это влечет за собой существенное увеличение сроков и стоимости строительства. Подобные решения органов исполнительной власти сводят на нет эффект от бюджетных инвестиций». Поэтому счётная палата настаивает на сохранении права контроля крупных инфраструктурных проектов общегосударственного значения — причём не только на стадии утверждения, но и на стадии реализации.

По словам Голиковой, сначала нужно проводить экспертизу проектов госпрограмм, потом — аудит и мониторинг на регулярной основе. «В Счётную палату поступили проекты 40 госпрограмм из 42, потом две были отозваны, и, соответственно, были даны заключения на 38 программ», — сообщила глава счётной палаты. Она добавила, что в составе госпрограмм нашли отражение не все показатели, обозначенные в майских указах Президента. Например, не уделено должное внимание такому показателю как производительность труда, энергоэффективность и развитие энергетики. Как отметила Татьяна Голикова, по 9 программа объёмы бюджетных ассигнований не соответствуют бюджету. Это ставит под сомнение реалистичность исполнения самих программ, особенно по образованию, туризму, культуре и здравоохранению.

«Проблема в том, что принято стратегическое решение, что госпрограммы — инструменты формирования бюджета. И мы рассчитываем на конструктивную работу с коллегами из Правительства при формировании бюджета на 2015-2017 годы», — подчеркнула глава счётной палаты.

В ответ на это министр финансов Антон Силуанов отметил, что качество программного бюджета зависит от качества госпрограмм. И критика в их адрес сегодня справедлива, а потому надо начать с доработки методологии госпрограмм, ввести их обязательную корректировку. «Мы должны чётче взаимодействовать с субъектами Федерации в этом вопросе», — подчеркнул министр.  

В свою очередь глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров поблагодарил в лице Татьяны Голиковой счётную палату за тщательный анализ госпрограмм. «А Госдума выполнила все свои обязательства в соответствии с законом о парламентском контроле. Но вся депутатская работа была перечёркнута, потому что, судя по всему, наши замечания правительство не интересовали». При этом глава думского Комитета подчеркнул, что принятом проекте Постановления не прописано, что депутаты могут  вмешиваться в полномочия Правительства, но госпрограммы нужны нам не как лозунг, а чтобы реально  влиять на жизнь в стране». По словам Андрея Макарова, корректировки бюджета не произошло и программы не стали частью бюджета, как этого требовал Президент: «Потенциал в госпрограммах огромный, но если только эти госпрограммы не станут имитацией бурной деятельности».

Депутаты трёх фракций, исключая ЛДПР, проект постановления поддержали. А либерал — демократы высказались резко против. Депутат фракции Сергей Катасонов заявил,  что проблемы государственных программ — их неисполнение и несоответствие сегодня требованиям времени. И проблема заложена в самой модели: должен быть не парламентский контроль, а должно быть утверждение государственных программ парламентом: «Попытка же найти место между логикой и не логикой и назвать это парламентским контролем привела к тому, что мы сегодня никак не можем повлиять на государственные программы. Должна быть стратегия развития государства. На разработку стратегических программ должны быть выделены средства. А тактические цели, ведомственные программы, достижения уже локальных индикаторов глобальных социальных программ — это прерогатива Правительства. И мы готовы отдать им и разработку этих правительственных программ, и контроль. Но что касается масштабных программ социально-экономического развития страны, то это должно быть прерогативой только парламента».

С критикой, несмотря на то, что «Справедливая Россия» проект Постановления поддержала, выступила депутат фракции Оксана Дмитриева. Она отметила, что подменяются понятия, и большинство госпрограмм — это просто функции государства в отношении здравоохранения, образования, сельского хозяйства: «Да, иногда успешные программы могут стать функциями, хорошим примером служит материнский капитал». Что же касается парламентского контроля, то Дмитриева напомнила, что в стране есть орган контроля — Счётная палата, действенный инструмент, который квалифицированно выполняет свою работу, но с которого нужно требовать более чёткой информации.

Глава думского комитета по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров на это ответил, что каждая из госпрограмм должна обсуждаться не один час, а бюджет рассматривать нужно именно через призму госпрограмм — это и будет настоящим парламентским контролем.

Просмотров 657

10.06.2014 14:40