Балет «Продавец игрушек» — история, после которой хочется жить

В Государственном Кремлевском Дворце — первая за четыре года большая премьера

09.11.2022 20:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Балет «Продавец игрушек» — история, после которой хочется жить
  © рекламный отдел ГКД

Захватывающий сюжет, современная хореография, большая сцена и настоящий оркестр — для того чтобы стать театральным хитом, у балета «Продавец игрушек» есть все. Написанная Виктором Добросоцким история похожа на сказку, но это быль, которую с одинаковым интересом посмотрят и дети, и взрослые. Премьера — 10 ноября в Государственном Кремлевском Дворце (ГКД).

Каждый хочет в сказку

Новая постановка театра «Кремлевский балет» — это современная рождественская сказка, способная составить конкуренцию, пожалуй, даже «Щелкунчику». Действие яркого, романтичного и в то же время захватывающего спектакля происходит в наши дни — в России и Франции. Живущий в Париже мастер по изготовлению игрушек Николя Берски (Даниил Росланов) — наследник старинного русского княжеского рода. Однажды волей судьбы он оказывается в канун Нового года в Санкт-Петербурге. Там юноше предстоит преодолеть козни злоумышленников, найти клад, спрятанный дедушкой в имении, когда-то принадлежавшем их семье, и, наконец, встретить свою любовь — русскую девушку — переводчицу Наташу (заслуженная артистка России Екатерина Первушина).

Сказочная по сюжету история основана на реальных событиях, рассказал автор либретто к балету, писатель, ученый, экс-сенатор Виктор Добросоцкий. Именно в этом, по мнению автора, секрет успеха «Продавца игрушек» — произведения, проверенного временем. Одноименную книгу Добросоцкий написал полтора десятилетия назад после встречи с потомком русских князей Барятинских. Наследник великого рода работал обычным продавцом в сети супермаркетов в Страсбурге, его семейная история легла в основу сюжета сначала литературного произведения, а затем фильма, где главную роль сыграл Пьер Ришар. Позже появилась опера «Продавец игрушек», а теперь и балет.

«У каждого из нас в любом возрасте есть потребность переноситься в сказку, получать положительные эмоции, верить в завтрашний день, — сказал «Парламентской газете» Добросоцкий. — Сегодня это особенно актуально. Простота истории — с одной стороны, красивое шоу с юмором и радостью — с другой создают, как мне кажется, правильный эффект. После этого балета хочется жить».

© рекламный отдел ГКД

Новая танцевальная лексика

Премьера станет первой постановкой в ГКД за последние четыре года, рассказал народный артист России, худрук «Кремлевского балета», хореограф-постановщик спектакля Андрей Петров. Балет получился масштабным, в нем занята вся труппа театра.

В «Продавце игрушек» Петров использовал новый балетмейстерский подход к танцевальной лексике. В ее основе — классическая хореография, то есть прежде всего пальцевая техника. Но при этом она органично дополняется как элементами современных движений, в том числе бытовых, спортивных, так и различных современных систем танца. «Это позволило более емко и достоверно создавать образы наших современников», — объяснил режиссер.

Балет «Продавец игрушек» Андрей Петров несколько лет назад поставил в Воронежском оперном театре, там он до сих пор идет с успехом, конкурируя на зимних каникулах все с тем же «Щелкунчиком». Столичная постановка — более масштабная, под стать огромной кремлевской сцене. Но по-другому заполнить шеститысячный зал ГКД зрителями вряд ли бы получилось. «После первых аншлагов в Воронеже в местный театр пошли люди, которые никогда раньше не были на балете, — и им понравилось, — рассказал Петров. — Добрый юмор и любовь — универсальные вещи, понятные всем. Они помогают человеку жить во все времена».

Для спектакля установили возрастную рекомендацию 6+, но создатели уверены, что постановка понравится и детям, и взрослым, в ней каждый сможет найти свой смысл.

У зрителей будут вопросы

В балете есть не только, на что посмотреть, но и что послушать. Музыку к «Продавцу игрушек» написал признанный хитмейкер Алексей Шелыгин, на счету которого десятки композиций к фильмам, спектаклям и даже оперы. Правда, сочинять музыку пришлось до самой постановки, и сам композитор шутит, что он в некотором роде галлюцинировал. «Андрей Петров показал мне некие эскизы будущего балета, познакомил с сюжетом произведения, и я начал работать, — рассказал Шелыгин. — Задача оказалась непростой: написать современное произведение, но в классической традиции. Хотелось, чтобы музыка доставляла радость. Надеюсь, у меня это получилось».

Читайте также:

• Виктор Добросоцкий: «Продавец игрушек» поможет каждому вернуться в сказку

Несмотря на легкость и игровой характер постановки, после просмотра, возможно, не сразу, у зрителя наверняка возникнут вопросы к себе и окружающему миру. Мир фантазий и мир реальный — есть ли грань между ними? Неужели каждый из нас — игрушка во власти жизненных перипетий? Эти философские загадки в свое произведение вложил Виктор Добросоцкий. «В силу того, что «Продавец игрушек» написан на реальной эмоции от общения с людьми, несет сразу несколько философских смыслов, посвящен семейственности, значимости памяти предков, взаимоотношениям добра и зла, произведение отзывается в сердцах людей», — отметил автор либретто.

Премьера балета «Продавец игрушек» пройдет в Государственном Кремлевском Дворце 10 ноября, следующие спектакли состоятся уже в январе 2023 года. Следите за афишей.