Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Виктор Добросоцкий: «Продавец игрушек» поможет каждому вернуться в сказку

Автор либретто нового балета рассказал, почему сегодня особенно важно верить в завтрашний день

29.10.2022 14:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Виктор Добросоцкий: «Продавец игрушек» поможет каждому вернуться в сказку
Виктор Добросоцкий © ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

В Государственном Кремлевском Дворце 10 ноября пройдет премьера спектакля «Продавец игрушек» театра «Кремлевский балет», либретто к которому написал ученый, благотворитель, а в прошлом — член Совета Федерации Виктор Добросоцкий. О том, какие смыслы он вложил в свое произведение, о современном понимании семейных ценностей и о работе гуманитарной секции Сенаторского клуба он рассказал в интервью «Парламентской газете».

- Виктор Иванович, расскажите, как написанная полтора десятилетия назад книга «Продавец игрушек» стала сначала музыкальным спектаклем, затем фильмом, оперой, а теперь и балетом?

Во время работы в Совете Федерации судьба подарила мне встречу с потомком русских князей Барятинских. Наследник великого рода работал обычным продавцом в сети супермаркетов в Страсбурге. Этот разрыв между человеком, который несет княжескую мантию, и его действительным социальным положением стал основой романа. Мы подняли много исторического материала о роде Барятинских, построили на нем сюжетную линию романа, добавив в нее историю любви и приключений.

Через несколько лет театр Юрия Васильева на сцене Вахтанговского театра Москвы поставил музыкальный спектакль «Продавец игрушек», после этого вышел одноименный фильм с Пьером Ришаром, затем композитор Александр Журбин написал мюзикл на этот сюжет. Все эти постановки были успешными, спектакли до сих пор идут в разных городах России. Для театра «Новая опера» композитор Алексей Шелыгин сочинил оперу, которая стала многослойным спектаклем для всей семьи: дети в ней видят одни смыслы, взрослые — другие, но всем интересно. И вот два года назад в Воронеже команда «Кремлевского балета» запустила балет «Продавец игрушек», который теперь в еще большем масштабе будет поставлен на главной сцене страны.

Кремлевский дворец никогда не берет на свою шеститысячную площадку проекты, в которых нет уверенности. «Продавец игрушек» — история, проверенная временем.

- В чем секрет ее успеха?

Как писатель я уверен, что произведения, которые выдумываются, как правило, не трогают зрителя — люди чувствуют, что в них нет основы. В силу того что «Продавец игрушек» написан на реальной эмоции от общения с людьми, несет сразу несколько философских смыслов, посвящен семейственности, преемственности, генетике, взаимоотношениям добра и зла, произведение отзывается в сердцах людей. У каждого из нас в любом возрасте есть потребность переноситься в сказку, получать положительные эмоции, верить в завтрашний день. Сегодня это особенно актуально. Простота истории — с одной стороны, красивое шоу с юмором и радостью — с другой создают, как мне кажется, правильный эффект.

- Вы доктор экономических наук, заведуете кафедрой в МГИМО. Как удается сочетать науку и творчество?

Эйнштейн сказал, что научная деятельность похожа по своей природе на процесс написания стихов. Наука — это творчество в области знаний. Действительно, с точки зрения процесса разницы нет, она — в содержании. В моей жизни исследования и занятия творческой работой — это органично поддерживающие друг друга два крыла. Где первое — познание и открытие смыслов в моей научной области, связанной с управлением, а второе — отражение нравственных установок и трансформаций, которые происходят в жизни.

Читайте также:

• Дмитрий Певцов: «Вам же лучше будет!»

- Ваш опыт показывает, что семейные истории могут становиться действительно популярными. Как это работает?

Пандемия открыла новый виток понимания семейственности. Появившийся в тот период анекдот про то, как муж на двенадцатые сутки пребывания дома вдруг поговорил с женой и сделал вывод, что она неплохая женщина, мне кажется гораздо более глубоким, чем просто шутка. В этот период все мы поняли, что семья — институт, совершенно себя не изживший, в чем нас пытались долгое время убеждать. Семья — это та бронь, которая защитит тебя в самых сложных жизненных ситуациях, то, на что ты можешь опереться, оставшись даже совсем один. Я и по своим студентам вижу, как они переосмыслили понятие семейных ценностей. Если с людьми говорить честно о традициях, добре, о благородстве и даже о чем-то не очень хорошем, но что тоже имеет место в нашей жизни, то они на это откликаются.

- Что дала вам работа в качестве сенатора? Как вспоминаете время с 2001 по 2007 годы?

Я продолжаю руководить гуманитарной секцией Сенаторского клуба, общаюсь с членами Совета Федерации часто и плотно. Для меня двадцать лет назад работа в качестве сенатора стала школой мудрости, она дала мне огромный опыт и замечательных людей, многих из которых я считаю своими учителями. Законодательная работа предполагает прежде всего огромную ответственность, но деятельность Совета Федерации гораздо шире, через нее открывается вся многогранная Россия. Поэтому в гуманитарной секции Сенаторского клуба мы стараемся объединять политиков, бизнесменов, деятелей культуры и госуправленцев для создания и развития просветительских и других проектов с целью формирования нравственного поля общества.

- Какие следующие проекты вы намерены реализовать?

Наш «Продавец игрушек» шагает по стране, еще как минимум пять театров хотят поставить у себя этот балет, поскольку современных семейных произведений в музыкальных театрах сейчас почти нет. Надеюсь, что обретет новые формы мой первый авантюрный роман «Театр жизни». Еще один большой проект, который, надеюсь, будет реализован в следующем году, — фильм по моему сценарию «Случайная эсэмэска», это комедийная мелодрама. А уже в сентябре будет еще один балет, о котором я пока не имею полномочий говорить.