Кто оплатит выбор Украины?
Чем ближе дата вильнюсского саммита, на котором должна решиться судьба соглашения об ассоциации Украины с ЕС, тем чаще задается вопрос — кто же в итоге будет оплачивать украинскую евроинтеграцию? Притом, что даже проевропейски настроенные украинские эксперты признают, что цена вопроса здесь впечатляет.
Так, украинский премьер Николай Азаров уже обозначил сумму в 160 млрд евро, которая потребуется для перехода украинской экономики к стандартам ЕС. Но даже если эта сумма несколько завышена, и включает в себя и косвенные потери, по самым оптимистичным оценкам в первые годы действия соглашения с ЕС, Украина потеряет не менее 3-5 млрд евро. Наиболее пострадают авиационная, машиностроительная, угольная, металлургическая и химическая отрасли украинской экономики. При этом, здесь ещё не учитываются потери от ответных действий России по ограничению экспорта украинских товаров, а так же уменьшение поступлений в бюджет от таможенных сборов на границе со странами ЕС.
Официальная пропаганда утверждает, что подписание Соглашения обернется финансовой помощью Украине со стороны ЕС. Но, как утверждает украинский, причем по своим убеждениям твёрдо проевропейский политолог Кость Бондаренко, европейская финансовая система слишком неповоротливая и забюрократизирована, и с момента принятия решения о финансировании проектов до предоставления первых траншей проходят долгие месяцы. И кто же все это время будет кормить шахтеров, металлургов, машиностроителей? С учётом того, что Киев уже находится на грани официального дефолта.
И здесь, как полагают некоторые западные эксперты, выход гениально прост — за евроинтеграцию Украины нужно заставить заплатить Россию. Известный немецкий политолог, эксперт по постсоветским странам Андреас Умланд в своей статье, которую опубликовало издание «Зеркало недели», признает, что целые сектора украинской экономики де-факто зависят от России, и если Москва на полную катушку использует свои значительные рычаги влияния, украинская экономика будет не в силах противостоять этому натиску и может оказаться в состоянии свободного падения. По его мнению, в итоге это приведет к росту напряжения между украино- и русскоговорящими частями Украины, гражданской войне и развалу страны.
Что же надо делать в сложившейся ситуации? Ответ эксперта вполне предсказуем: «Европейский Союз и США должны дать Москве однозначные сигналы о том, что российское экономическое давление на Украину недопустимо». Как отмечает Умланд, частичная зависимость российской экономики и бюджета от стабильного сотрудничества с Западом наделяет ЕС и США определённой ответственностью, и Запад должен использовать соответствующие рычаги своего влияния, чтобы повысить для России цену её экономической конфронтации с Киевом. В частности, Запад должен максимально быстро и чётко обозначить российскому руководству весь спектр возможных экономических, финансовых, политических и дипломатических последствий, к которым приведёт попытка Москвы «удушить украинскую экономику». Другими словами, если Россия будет пытаться защитить свои экономические интересы после создания Киевом зоны свободной торговли с ЕС, то она должна быть за это наказана.
Тем временем, как сообщила The Financial Times, американский инвестиционный фонд Franklin Templeton приобрёл государственные облигации Украины на номинальную сумму в 5 млрд долларов. Всего на конец августа 2013 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 546,336 млрд гривен или 68,351 млрд долларов. Что это — банальная биржевая спекуляция с расчетом на то, что долговые облигации Украины вырастут в цене после подписания соглашения о создании ЗСТ с ЕС, или же сделка имеет политическую мотивацию? Кстати, буквально вчера Нацбанк Украины откуда то нашёл деньги для погашения транша Международного валютного фонда в сумме 359 млн долларов. Может быть, в итоге Украина будет висеть на долговом крючке у Вашингтона, а текущие затраты на её евроинтеграцию будет оплачивать Москва?