Отменят ли в России «налог на болванки»

Законопроект об отмене роялти правообладателей с продаж электроники профильный комитет Совфеда принял к сведению

Не каждый покупатель знает, что при приобретении любой электроники и аппаратуры, связанной с воспроизведением видео и аудио он уже платит авторские отчисления за произведения, которые он возможно и не будет слушать или смотреть. В России размер этого сбора составляет один процент от стоимости устройства, что на первый взгляд не кажется значительной суммой. В Европе ставка может достигать 6 процентов, а в США и все 12 в зависимости от типа техники.

 

Налог на болванки

Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, депутат от ЛДПР Сергей Иванов, внёс в Государственную Думу законопроект отменяющий этот сбор, прозванный в народе «налогом на болванки». На взгляд депутата, такая выплата несправедлива по отношению к покупателям, поскольку необязательно все будут воспроизводить на своем новом гаджете что-то авторское. Во-вторых, сама формулировка в Гражданском Кодексе с юридической точки зрения не совсем ясна. Согласно статье 1273 ГК РФ установлен принцип безвозмездного использования в личных целях обнародованного авторского произведения. Вместе с тем, статья 1245 все того же кодекса предусматривает авторское право на вознаграждение, хотя принцип безвозмездности сохраняется при использовании произведения при «необходимости и исключительно в личных целях». Такая размытая формулировка является своего рода, законодательной заплаткой, которая появилась в кодексе в 2010 году, когда Правительство в своем постановлении пыталось подлатать эти две противоречащее друг другу статьи. Наконец, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, деньги не всегда доходят до авторов и на практике, вместо заявленной борьбы с «пиратством» применение этих норм привело к борьбе между конкурирующими аккредитованными организациями за распоряжение этими 200 миллионами долларов ежегодных сборов. 

Закон для пиратов не писан

 «С юридической точки зрения, вопрос очень запутанный», — сказал на заседании комитета в понедельник заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков. Он отметил, что ассортимент подпадающей под сбор техники в России чрезвычайно широк — это не только CD- и DVD-болванки, жесткие диски, флешки и другие носители информации, всевозможная аппаратура, но и  устройства, с помощью которых копировать музыку или видео невозможно, — например, магнитолы без функции записи. «Воспроизведение любой записи должно быть безвозмездным, поскольку подразумевается, что гражданин приобрел фонограмму легальным путём, тем самым уже выплатив автору и исполнителю им причитающиеся. Закон написан не для пиратов, а для граждан, которые уже оплатили эту продукцию», — отметил сенатор. Рыбаков предложил принять к сведению концепцию законопроекта, вместо его поддержки, из-за юридических сложностей над которыми ещё нужно поработать. «Отвергать законопроект я бы тоже сразу не стал, поскольку проблема настолько вопиющая, что мы морально просто не имеем права не обращать на неё внимания», — подчеркнул парламентарий.Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина поддержала сенатора. «Я бы согласилась с предложением по решению, так будет корректнее для нашего коллег»», — сказала она. В данный момент законопроект внесен в предварительную программу работу Госдумы на июнь.

Не отбирайте последнее 

На самом деле никакая борьба между аккредитованными фирмами не идёт. С 2010 года этим занимается только Российский союз правообладателей. А в сентябре прошлого года его аккредитация была продлена ещё на 10 лет. Как рассказал «Парламентской газете» эксперт в области музыкального рынка, генеральный директор и главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов, взимание подобных выплат соответствует мировой практике. «Деньги доходят до авторов и исполнителей, хотя без жалоб дело не обходится. Дело в том, что правообладателей очень много, а деньги на самом деле не большие. Двести миллионов долларов на сто тысяч правообладателей это получается не так уж много», — сказал он. До исполнителей средства доходят через крупные продюсерские центры, которые являются первыми получателями денег. То, что у правообладателей возникают претензии по поводу того, что им мало платят — это нормальная история. Например, немецкая организация GEMA постоянно судится со своими авторами, утверждая, что платит им даже больше чем положено. «Отмена этих выплат будет крайне несправедлива для правообладателей, все-таки это мировая практика и в последнее время количество источников дохода для авторов и исполнителей и так резко сократилось», — считает Евгений Сафронов. В основном это обусловлено практически полным прекращением деятельности индустрии звукозаписи. Физические носители практически не продаются, все записи переведены в виртуальный формат, выплаты с аппаратуры фактически являются компенсацией этого спада. «Основные деньги и так идут производителям техники и владельцам интернет-магазинов, которые реализуют музыку, там крутятся миллиарды рублей и если уж что-то законодательно регулировать, то именно эту сферу, а не отбирать последнее у исполнителей», — сказал эксперт. 


Просмотров 1341

18.04.2016

Популярно в соцсетях