Духовного нейтралитета не существует

1000-летие преставления князя Владимира

Фундаментальной основой русской культуры всегда являлось православие — факт, на который не раз обращали внимание великие мыслители разных эпох. В чём причина сегодняшних конфликтов между религией и культурой? Ответ на этот вопрос в пресс-центре «Парламентской газеты» искали участники очередной встречи в рамках «Владимирских бесед».

Народ сам знает, куда идти

Религия и культура сотрудничали во все времена, о чём напомнил профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), доктор церковной истории протоиерей Георгий Ореханов: «Необходимо понимать, что в нашей культуре всё связано с христианской историей. Для русского человека понимание святости, отношение к ней всегда было главным. И игнорировать это сегодня — значит игнорировать свою ментальность. Когда я в храме исповедаю людей, то вижу, что они это понимают. Когда же включаю Интернет, то вижу, какая с этим пониманием идёт борьба».

Он предложил вспомнить, какие явления культуры за последние 25 лет воспринимались не критиками, не СМИ, а именно народом как значимые? «В области кино таковым стал фильм «Остров»: сам помню, какой это был взрыв! Люди, уставшие от жестокости, порнографии на экране, неожиданно мощно восприняли картину как своё. Второе явление — приезд в Россию Пояса Пресвятой Богородицы: не думаю, что кто-то назовёт какое-то другое явление за последнюю четверть века, которое собрало бы более трёх миллионов человек! И последнее — «Бессмертный полк». Я сам с детьми прошёл с ним и соглашусь с данными, что шествие в Москве собрало, по разным оценкам, от 400 тысяч до полумиллиона человек. И ведь «Бессмертный полк» шёл в других городах не только России, но и мира — Торонто, Иерусалим…»

По словам Георгия Ореханова, так наш народ отвечает на то, что он считает для нашей культуры значимым, и подсказывает, в какую сторону нам идти. «С другой стороны, иногда откровенно поражаешься безграмотности людей, пишущих на духовные темы. Нам надо развивать религиозное образование — без него нельзя понять, что происходит не только в Церкви, но и в нашей культуре. Сейчас при ПСТГУ разработана новая магистерская программа «Религиозные аспекты русской культуры XIX — начала ХХ века». Надеюсь, это будет первая ласточка — участником программы может стать любой человек, имеющий высшее образование (неважно, журналист ты, парламентарий или физик), стартовать программа должна в сентябре», — сообщил отец Георгий.

Пример святых — молодым наука

Духовного нейтралитета не существует в природе — либо человек бездуховен, либо основы духовности воспитываются в нём не только родителями, но и государством. Так считает член Совета Федерации Лидия Антонова. По её мнению, пора менять критерии оценки полезности в образовании: «В советское время мы воспитывали человека с точки зрения его полезности обществу, но человек должен быть носителем и культуры. Мировоззрение, умение давать оценку событиям не появляются просто так, этому надо учиться и учить».

Главное здесь создавать условия, чтобы заинтересовать таким обучением. Лидия Антонова привела пример Подмосковья — в регионе родители сами выбирали, будет ли изучать их ребёнок в школе курс основ православной культуры или что-то другое (например, краеведение). Итог — в 1200 подмосковных школах 92 тысячи учеников ежедневно изучают программу этого курса. Также курс востребован в 44 процентах детских садов Подмосковья. «Его посещают дети разных национальностей и конфессий, и за всё время от родителей, даже не исповедующих православие, не поступило ни одной жалобы. Так происходит потому, что выбор не может быть навязан сверху — это непростой путь, но если по нему идти, то не исключено, что действие курса будет расширено не только на четвёртый класс школы, но и на другие года обучения», — сообщила Лидия Антонова.

Ещё один злободневный вопрос: нужно ли изучать в школе, пусть и факультативно, пример русских святых? Долгое время эти уникальные по масштабу полезных для страны дел исторические личности преподносились как выдуманные персонажи. «Безусловно, необходимо, чтобы в наших учебниках истории роль и деятельность русских святых были прописаны более ярко. Это поможет найти ориентиры, которые позволят нашему народу, государству двигаться вперёд», — считает Лидия Антонова. Такие личности дают примеры той мудрости, которая стоит в основе любого мира и благополучия.

Защита культурных прав человека

По мнению литературоведа Капитолины Кокшеновой, культурные ценности следует оберегать: «Сегодня впору говорить о защите культурных прав человека — в театры люди идут на классику, но под её видом получают нечто переделанное и даже оскорбительное. И они задаются вопросом: «Кто защитит наши культурные права?» Считаю, что сегодня над этим не грех подумать и нашим законодателям».

Как и стоит обратить внимание государства на то, что лучшие образцы христианской культуры сегодня не показывают нигде, даже по телеканалу «Культура». Между тем развивать христианскую традицию в современной культуре несравненно труднее, чем работать в провокативном искусстве, которое сегодня даёт быструю известность. «Жить в традиции для деятеля культуры — это давать материал не на уровне «кислотного» разложения личности, а на уровне изучения глубин разума и сердца современного человека, показывать, насколько трудно пробиться христианским смыслам в нашей культуре. Сегодня, к сожалению, образ Христа используется в культуре зачастую в негативном контексте и, как правило, людьми неверующими», — посетовала доктор филологических наук Капитолина Кокшенова.

Просмотров 721

06.08.2015 15:59