Малого бизнеса много не бывает
Пресс-центр
Общественная палата провела в «Парламентской газете» нулевые чтения поправок в закон о торговле
Реальным механизмом прямой демократии назвал Владимир Путин процесс предварительной оценки законопроектов в Общественной палате. Глава государства отметил, что нулевые чтения документов обеспечивают доступ общественности к законотворчеству. В этот раз процедура стала ещё доступнее — нулевые чтения впервые прошли не в стенах Общественной палаты, а в пресс-центре «Парламентской газеты».
При перемене места бизнес сохраняется
Обсуждали эксперты законопроект, вносящий поправки в закон о торговой деятельности. Суть в том, чтобы обеспечить права и защитить интересы владельцев киосков, павильонов, объектов быстрого питания и бытовых услуг. «Документом вносятся изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», — рассказал замдиректора департамента развития внутренней торговли, лёгкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Никита Кузнецов. Ведомство подготовило поправки ещё в марте этого года, чтобы обеспечить стабильность развития малого бизнеса. А в нём сегодня, по оценкам экспертов, занято не меньше полутора миллионов человек. «И если крупный бизнес работает с торговыми сетями, то небольшим предприятиям для реализации своей продукции необходим малый торговый формат, права которого должны быть гарантированы в федеральном законе», — пояснил Никита Кузнецов. Причём правила для всех участников рынка должны быть одинаковыми, а излишние административные барьеры подлежат устранению, говорят разработчики документа.
Требования более чем справедливые — сегодня больше 40 процентов жалоб от предпринимателей в Общественную палату поступает именно от малого бизнеса, который сетует на нежелание властей создавать условия для бизнесменов. «Поэтому в федеральном законе нужно предупредить волюнтаризм местных чиновников, максимально защитить предпринимателей от вольных трактовок документа», — поделился мнением общественный уполномоченный РФ по защите прав малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков.
Законопроект закрепляет в федеральном законодательстве все варианты юридического оформления нестационарных торговых объектов, а главное — принцип «меняется место — сохраняется бизнес». «То есть документ гарантирует предоставление компенсационных мест и сохраняет бизнес, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд», — объяснил председатель Комиссии ОПРФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов.
Количество участников определит рынок
Но поддерживают поправки далеко не все. Так, в правительстве Москвы считают, что сферу и сегодня регулирует достаточное количество документов — 381-й Федеральный закон и 10-я статья 772-го постановления Правительства РФ. Об этом в ходе обсуждения заявил первый заместитель руководителя Департамента торговли и услуг города Москвы Иван Зубцов. Своими опасениями поделились и в Минэкономразвития. Так, начальник отдела антимонопольного законодательства департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции ведомства Сергей Карлов заметил, что, согласно тексту законопроекта, получается, что место предприниматель может получить там, где хочет. «Нет фильтра у органов власти. Также мы видим опасность в пожизненном праве на размещение торговых объектов. Получается, что новые предприниматели не смогут прийти на рынок», — предположил он. Но общественники с ведомством не согласились — сегодня важно развивать уже функционирующий бизнес, а о появлении нового беспокоиться не нужно. «Рынок, а не муниципальные власти, отрегулирует количество участников. Я придерживаюсь позиции, что хорошего бизнеса много не бывает», — прокомментировал Дмитрий Сазонов.
Тем не менее и у Общественной палаты есть ряд замечаний к законопроекту. Так, эксперты предлагают в определениях понятий «павильон» и «киоск» прописать принцип постоянства работы объекта на одном месте. Также более точные критерии нужно установить и для требований к внешнему виду и техническому оснащению киосков. Требования эти не будут меняться в течение семи лет.
«Вызывает вопросы и типовая форма договора размещения. Так, по мнению коллег из Общественной палаты Самарской области, она должна регулироваться федеральным законодательством как вопрос гражданского права», — заметила председатель Комиссии ОПРФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева. Ну а главное, по её мнению, — упрочить права собственников. «Предприниматель должен точно понимать, что его никто не выгонит с его территории, что договор о размещении объекта не будет расторгнут в одностороннем порядке. Только в таком случае у бизнесмена появится социальная ответственность и желание инвестировать в свой бизнес», — уверена Лидия Михеева. По мнению участников нулевых чтений, «бизнес» — понятие бессрочное, а предприниматель не должен чувствовать себя временщиком.
Киоск — это краеугольный камень гражданского общества
Что касается самих предпринимателей, то, по их словам, главная ценность законопроекта в том, что он делает работу киосков цивилизованной. Ведь никому же не приходит в голову сносить или переносить с места на место торговые центры — разумный подход должен быть и в отношении нестационарных торговых объектов. Поддерживают документ и представители СМИ: по словам зампреда правления Ассоциации распространителей печатной продукции Вячеслава Керова, закон поможет развиваться прессе и поспособствует сохранению продаж газет и журналов. Пока же ситуация с киосками, торгующими печатной продукцией, в стране катастрофическая. «Только в столице на пять тысяч жителей приходится один киоск, тогда как по федеральному стандарту должен быть один киоск на полторы тысячи жителей», — констатировал издатель Издательского дома «Семь дней» Кирилл Дыбский.
Сохранение «жизни» киоскам и ларькам выгодно ещё и потому, что обеспечит доступ граждан к продуктам первой необходимости. Пока же, к примеру, жители столицы остро ощущают дефицит торговых точек около дома. «Я сам стал жертвой политики уничтожения киосков и ларьков. Мне около дома негде купить пакет молока», — поделился с общественниками первый зампред Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов. По словам депутата, киоск, особенно прессы, — это не просто будка с продавцом, это краеугольный камень гражданского общества. Если не будет таких киосков, газеты и журналы не дойдут до читателей, а значит, институты гражданского общества перестанут работать. «Поэтому наш комитет пойдёт практически на всё, чтобы гарантировать киоскёрам их работу», — пообещал Андрей Туманов.
Таким образом, при учёте всех замечаний экспертов Общественная палата поддержала поправки в закон о торговле. «Первую практику процедуры обсуждения экспертов Общественной палаты РФ законопроекта в пресс-центре «Парламентской газеты» можно считать успешной», — подытожил дискуссию Дмитрий Сазонов.