Кто в напарники к государству?

Государственная Дума | Пленарные заседания 30 июня, 1 июля

02.07.2015 19:53

Частные инвесторы смогут беспрепятственно вкладывать деньги в инфраструктурные объекты

Бизнес на равных с государством будет участвовать в строительстве автодорог, портов, морских, речных и воздушных судов, объектов здравоохранения, образования, культуры. Госдума на этой неделе одобрила во втором и третьем чтениях законопроект о государственно-частном партнёрстве (ГЧП). Документ вступит в силу 1 января 2016 года. При этом регионам будет дан срок для приведения своего законодательства в соответствие с нормами нового закона до 1 июля 2016 года.

Законопроект о ГЧП, внесённый Правительством в марте 2013 года, ко второму чтению перестал быть рамочным, как предполагала его концепция, - теперь разработчики характеризуют его как «более регламентируемый, взвешенный и чёткий». Документ регулирует отношения сторон ГЧП и определяет ключевые признаки партнёрства - срок договора более трёх лет, разделение рисков и ответственности между частным инвестором и государством, софинансирование проекта частным партнёром на этапе создания или эксплуатации объекта.

О том, что работа над законопроектом продолжалась более двух лет, на заседании коллегам напомнил глава думского Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов. Он разъяснил, что предлагается исключительно конкурсный порядок заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве, а также установление гарантии прав и законных интересов кредиторов и частных партнёров. Законопроект также вносит изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором располагается объект соглашения. Кроме того, вносятся изменения в Налоговый кодекс, устанавливающие ведение общего учёта операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнёрстве.

Также документ предполагает мораторий на 180 дней на право финансирующей организации обратить взыскание на заложенный объект государственно-частного партнёрства.

По мнению Сергея Гаврилова, принятие законопроекта определит общее направление развития в сфере ГЧП на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранит существующие ограничения в федеральном законодательстве и установит необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в публичную инфраструктуру. «Двухгодичная работа завершена успешно», - заключил депутат.

До этого, ещё при подготовке документа ко второму чтению, он рассказывал, что одной из проблем в работе стало пересечение понятий ГЧП и приватизации. Поэтому, чтобы ГЧП не трактовалось как приватизация госактива, а само партнёрство не превращалось в чисто государственное мероприятие, законопроект запрещает участвовать в нём ГУПам и МУПам, а также госкомпаниям и госкорпорациям. Иностранным компаниям также запрещено участвовать на стороне частного инвестора.

Кстати, ранее вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова на Форуме социальных инноваций регионов высказалась о том, что закон о ГЧП ждут и инвесторы, и региональные власти. Практический опыт говорит об огромных возможностях такого партнёрства для развития социальной сферы, уверена сенатор. В качестве примера она привела Пермский край, где смогли за короткий срок в шесть раз увеличить объём социальных услуг, перейдя на принципы государственно-частного партнёрства. Кроме того, частные инвестиции помогут решить проблему обновления инфраструктуры социальной сферы. В связи с этим Галина Карелова привела соответствующие цифры - только на модернизацию инфраструктуры здравоохранения требуется более 800 миллиардов рублей: «Модернизация отрасли лишь за счёт бюджетных средств может растянуться на десятилетия. Привлечение частных инвестиций существенно поможет решению проблемы».

справка

Государственно-частное партнёрство — одна из форм взаимодействия государства и бизнеса. Площадкой для такого взаимодействия могут быть самые различные сферы: от возведения объектов инфраструктуры до предоставления услуг. Взаимодействие в формате ГЧП предусматривает разделение рисков, компетенций и ответственности. Как правило, условия партнёрства определяются специальным контрактом. За рубежом ГЧП чаще всего применяется при строительстве автомагистралей, мостов и других дорогостоящих объектов инфраструктуры. В России уже с 1990-х годов ГЧП применялось в сфере ЖКХ (водоснабжение и очистка сточных вод).

Читайте нас в Telegram
Просмотров 441