Кто в напарники к государству?
Государственная Дума | Пленарные заседания 30 июня, 1 июля
Частные инвесторы смогут беспрепятственно вкладывать деньги в инфраструктурные объекты
Бизнес на равных с государством будет участвовать в строительстве автодорог, портов, морских, речных и воздушных судов, объектов здравоохранения, образования, культуры. Госдума на этой неделе одобрила во втором и третьем чтениях законопроект о государственно-частном партнёрстве (ГЧП). Документ вступит в силу 1 января 2016 года. При этом регионам будет дан срок для приведения своего законодательства в соответствие с нормами нового закона до 1 июля 2016 года.
Законопроект о ГЧП, внесённый Правительством в марте 2013 года, ко второму чтению перестал быть рамочным, как предполагала его концепция, - теперь разработчики характеризуют его как «более регламентируемый, взвешенный и чёткий». Документ регулирует отношения сторон ГЧП и определяет ключевые признаки партнёрства - срок договора более трёх лет, разделение рисков и ответственности между частным инвестором и государством, софинансирование проекта частным партнёром на этапе создания или эксплуатации объекта.О том, что работа над законопроектом продолжалась более двух лет, на заседании коллегам напомнил глава думского Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов. Он разъяснил, что предлагается исключительно конкурсный порядок заключения соглашений о государственно-частном партнёрстве, а также установление гарантии прав и законных интересов кредиторов и частных партнёров. Законопроект также вносит изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части возможности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором располагается объект соглашения. Кроме того, вносятся изменения в Налоговый кодекс, устанавливающие ведение общего учёта операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнёрстве.
Также документ предполагает мораторий на 180 дней на право финансирующей организации обратить взыскание на заложенный объект государственно-частного партнёрства.
По мнению Сергея Гаврилова, принятие законопроекта определит общее направление развития в сфере ГЧП на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранит существующие ограничения в федеральном законодательстве и установит необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в публичную инфраструктуру. «Двухгодичная работа завершена успешно», - заключил депутат.
До этого, ещё при подготовке документа ко второму чтению, он рассказывал, что одной из проблем в работе стало пересечение понятий ГЧП и приватизации. Поэтому, чтобы ГЧП не трактовалось как приватизация госактива, а само партнёрство не превращалось в чисто государственное мероприятие, законопроект запрещает участвовать в нём ГУПам и МУПам, а также госкомпаниям и госкорпорациям. Иностранным компаниям также запрещено участвовать на стороне частного инвестора.
Кстати, ранее вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова на Форуме социальных инноваций регионов высказалась о том, что закон о ГЧП ждут и инвесторы, и региональные власти. Практический опыт говорит об огромных возможностях такого партнёрства для развития социальной сферы, уверена сенатор. В качестве примера она привела Пермский край, где смогли за короткий срок в шесть раз увеличить объём социальных услуг, перейдя на принципы государственно-частного партнёрства. Кроме того, частные инвестиции помогут решить проблему обновления инфраструктуры социальной сферы. В связи с этим Галина Карелова привела соответствующие цифры - только на модернизацию инфраструктуры здравоохранения требуется более 800 миллиардов рублей: «Модернизация отрасли лишь за счёт бюджетных средств может растянуться на десятилетия. Привлечение частных инвестиций существенно поможет решению проблемы».