Расходы бюджета поставят под парламентский контроль
Социум
Оптимизация бюджетных трат зависит от парламентского контроля, заявил председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин на парламентских слушаниях «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы», организованные Комитетом Госдумы по бюджету и налогам.
В 2014 году Счётной палатой выявлено более двух с половиной тысяч нарушений на общую сумму почти в полтриллиона рублей. Основные связаны с несоблюдением принципа эффективности бюджетных расходов.«Наша конституционная ответственность заключается не только в том, чтобы раз в год депутаты заслушивали отчёт Правительства о проделанной работе. Парламент на всех этапах должен участвовать в бюджетном процессе», - считает председатель Госдумы.
Не устраивает депутатов и несогласованность между ветвями власти. Это видно по проекту нового Бюджетного кодекса, разработанного Министерством финансов. «Если проект будет внесён в Госдуму в таком виде, его ждёт непростая судьба», - предупредил Сергей Нарышкин.
«Главным критерием работы всех ветвей власти должна стать результативность использования каждого бюджетного рубля, - подчеркнул председатель Государственной Думы. - При сокращении бюджетных расходов следует применять понятный и прозрачный подход. Не просто незамысловатое секвестрирование бюджета на пять, десять или пятнадцать процентов, а рациональное перераспределение средств с учётом долгосрочных целей, необходимости инвестиций в стратегические проекты, приоритетные направления, в человеческий капитал».
В свою очередь, министр финансов Антон Силуанов предложил существенно сократить социальные расходы. По его данным, с 2008 года доля социальных расходов выросла с 9 до 14 процентов ВВП, на оборону - с 5 до 7 процентов. В настоящее время траты на социальные нужды и оборону составляют более половины бюджетных расходов, а инвестиционные ассигнования сокращаются, что приводит к замедлению экономического роста. Министр предложил отказаться от индексации социальных пособий и призвал повышать адресность социальной поддержки. Ограничение текущих расходов при одновременном вложении в инфраструктуру, по его словам, даст возможность в будущем увеличить расходы, в том числе социальные.
В ответ на это министр труда и социальной защиты Максим Топилин заметил: каждое социальное пособие имеет конкретного получателя, а выплаты за заслуги и по возмещению вреда не должны увязываться с материальным положением адресата.
Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров подчеркнул, что структура бюджета гораздо важнее сбалансированности. Добиваться её путём постоянного секвестра нельзя, считает он. Индексировать пенсии и помогать семьям с детьми за счёт снижения расходов на здравоохранение и образование тоже малоэффективно. Одно не должно быть за счёт другого. «Не призываю бездумно тратить, но надо понять, что перед нами стоят несколько иные цели, чем просто сбалансированный бюджет и сохранение резервов», - сказал председатель комитета.
Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что без смены финансово-экономического курса, без формирования профессионально подготовленной команды, без чёткого определения приоритетов не обойтись.
«Мы должны понимать, что будем жить в жёстких условиях. Не нужно считать, что что-то изменится в лучшую сторону. Не изменится. Уже готово соглашение американцев со всей Европой. В конце июля будет создано трансатлантическое торгово-инвестиционное партнёрство, по которому все стандарты торговли с Европой будут американские», - сказал он.
По итогам обсуждения Сергей Нарышкин поручил Комитету по бюджету и налогам подготовить рекомендации, которые предложил затем утвердить специальным постановлением палаты. Он также предложил подумать над тем, чтобы законодательно определить срок, в течение которого Правительство должно предоставить в Госдуму проект Основных направлений бюджетной политики, чтобы парламент мог полноценно участвовать в их обсуждении, как это предписано законом.