Авторской школе ничто не угрожает
Социум
Базовая часть образовательной программы не исключает вариативности
Пресс-центр «Парламентской газеты» давно стал площадкой, на которой законодатели и эксперты обсуждают острые социальные вопросы, требующие нормативного регулирования. На этот раз депутаты Государственной Думы, чиновники Министерства образования и науки, академики Российской академии образования, директора школ говорили о проблемах обеспечения еди- ного образовательного пространства и сохранении «авторских школ». А провела заседание столь представительного «круглого стола» зампред Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова.
Такие стандарты полезны и обязательны
Обеспечение единого образовательного пространства стоит остро хотя бы потому, что с 1 сентября 2015 года начнётся переход на новые стандарты образования во всех пятых классах. Кроме того, не так давно президент Владимир Путин дал поручение Минобрнауки определить в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) базовое содержание обязательной части основных общеобразовательных программ. «Естественно, что Госдума и эксперты обсуждают эти темы, — отметила Ирина Мануйлова. — Так, при Комитете по образованию была создана рабочая группа по совершенствованию правового регулирования формирования содержания общего образования». Эксперты пришли к выводу, что в рамках действующего закона стандарты образования, как ни странно, не включают в себя содержания в жёстком, привычном смысле. А ведь на основании ФГОС составляются и примерные образовательные программы, и образовательная программа учреждений, которые сегодня получили право формировать её самостоятельно. Так что возникает риск, что из-за этой самостоятельности школы упустят серьёзные моменты содержания, которые необходимы каждому учащемуся, констатировала депутат.
Чтобы этого не произошло, нужно понять, что же должна включать в себя обязательная часть образовательной программы и в какой форме она должна вернуться в стандарт. «Вот вариант, который мы обсуждали с Минобрнауки. Обязательное содержание представляется, с одной стороны, в виде дидактических единиц, распределённых по годам обучения на каждом уровне образования, а с другой — это те результаты обучения, которые мы получим по каждому предмету. Получается такой своего рода минимум, который обязательно должен быть освоен всеми учениками в любой школе независимо от особенностей её программы», — рассказала Ирина Мануйлова.
Авторским методикам — зелёный свет
Естественно, содержание образовательной программы во многом реализуется через учебники. И огромное их количество не отвечает интересам педагогического сообщества и школ. Пионером в этой области стали учебники по истории, разработка которых велась на основе единого историко-культурного стандарта. И за школьные авторские методики опасаться не стоит, заверяют в Минобрнауки, вариативность образования закреплена стандартом. «Будет зафиксирована лишь обязательная образовательная часть, всё остальное — место для творчества школы, коллектива, региона», — рассказал заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Алексей Благинин. Комментируя концепцию единых учебников, он отметил, что количество пособий, обеспечивающих обязательную часть основной образовательной программы, должно сократиться. А вот число учебников, учитывающих национальные особенности наших регионов, наоборот, возрасти.
Но и при этом у «авторских школ» не так всё гладко, указала член Общественного совета при Минобрнауки России Майя Пильдес: «Авторская школа — это прекрасная идея, но документально она нигде не подтверждена. Для меня это, например, любая хорошая школа, которая имеет не номер, а имя директора. Директорский корпус нужно поддерживать, по-другому их обучать».
От экспертов школа ждёт помощи
Составление основной образовательной программы представляет трудность для образовательных организаций, заявил академик-секретарь Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Левицкий: «Поэтому можно было бы создать координационный совет по научно-методическому сопровождению внедрения ФГОС. В этом случае мы снижаем риск «разнообразия» образовательного пространства страны».
По-прежнему актуальным остаётся вопрос развития дополнительного образования, вступила в дискуссию депутат Мосгордумы Ирина Ильичёва. Правда, такие педагоги допобразования — большой дефицит. Хотя именно внеурочная деятельность позволяет школам проявить свою индивидуальность, напомнила зампред комитета по образованию Санкт-Петербурга Ирина Асланян.
Риск нарушения единого образовательного пространства страны существует сегодня хоты бы потому, что само это понятие трактуется участниками образовательного процесса по-разному. Так, заявила член Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Ушакова, для родителей — это возможность перевода ребёнка из школы в школу без допзанятий с репетитором, для детей — возможность при смене учебного заведения сдать ЕГЭ, для учителей — базовое содержание образования.
Завершая обсуждение, Ирина Мануйлова призвала обратить самое серьёзное внимание на педагогическое образование. «Я также считаю, что за учителем должно быть закреплено право пользоваться примерной образовательной программой. Но и простор для творчества здесь есть: методические приёмы, формы работы — всё это останется в поле деятельности педагога».