Петербург стал лидером по росту цен

Северо-Запад

12.02.2015 19:27

Депутаты и чиновники ищут средства борьбы с подорожанием продуктов

Петербургское Заксобрание превратилось если не в штаб борьбы с кризисом, то, по крайней мере, в один из его филиалов. Парламентарии озаботились ростом цен на продукты, который в Северной столице оказался запредельным.

Удручающие цифры цен

На заседании комиссии Заксобрания по промышленности, экономике и собственности, состоявшемся 9 февраля, прозвучали удручающие цифры: стоимость минимального набора продуктов за год выросла на 21 процент, и это намного больше, чем в других регионах. В Москве, например, рост цен составил 15 процентов, в этом отношении столица внезапно оказалась «средним российским городом». Зато Питер вырвался в лидеры.

- Мы собрались экстренно, пригласили всех: бизнес, надзорные органы, представителей исполнительной власти, коллег из Заксобрания Ленобласти, — рассказала член комиссии по промышленности, экономике и собственности Светлана Нестерова. — Пытались понять, что происходит. В общем, искали ответы на два извечных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»

Главным докладчиком выступил глава городского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. Он назвал страшные цифры. Только за январь помидоры подорожали на 40-70 процентов, капуста на 25-70, морковь на 20-60, перец на 15-35. Говядина прибавила в цене около 15 процентов, сахар — почти 30 процентов, гречка — 25-30 процентов.

- Это — объективные последствия запрета на ввоз иностранной продукции, — констатировал Эльгиз Качаев. — Есть экономика, макроэкономика. Доллар, евро растут, и стало очевидным, что мы не в состоянии себя прокормить. Возник дефицит, а там, где он есть, всегда начинается рост цен.

По словам чиновника, отечественные производители не смогли наполнить полки магазинов, и вместо продуктов из стран, попавших под эмбарго, поставщикам пришлось переориентироваться на государства, под него не попавшие. Так что импорт остался импортом, и курс рубля на его стоимость, разумеется, повлиял.

- К нам обращались петербуржцы, спрашивали, не сговор ли торговых сетей привёл к такому росту цен, — рассказала Светлана Нестерова. — Мы пришли к выводу, что если какие-то элементы сговора и есть, то они не так сильно влияют. Тут много других факторов.

Действительно, прокуратура не нашла особых нарушений в работе магазинов. Да и замруководителя питерского управления Федеральной антимонопольной службы Пётр Яковлев отчитался, что его ведомство возбудило всего одно дело — против сети «Лента» за навязывание поставщикам маркетинговых услуг, которые влияли на цену товара.

- Причина, на мой взгляд, проста: в Петербурге крупный ретейл составляет от 88 до 93 процентов от товарооборота, — предположил причины сильного роста цен руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр Ходачек. — Основная часть продуктов у нас — привозная. И даже производители Ленобласти сталкиваются с необходимостью продавать товар через посредников, что увеличивает цены.

- Меня поразило, что в Петербурге около 70 процентов товаров первой необходимости и продуктов горожане покупают именно в сетевых магазинах! — воскликнула Светлана Нестерова. — Это наша особенность, поэтому у нас подорожание и оказалось таким сильным. Хотя вроде цены у сетевиков небольшие, но они менее гибко реагируют на ситуацию, чем мелкие торговые точки. Так что, судя по всему, такой рост цен в Петербурге произошёл всё-таки из-за крупных сетевых магазинов.

Базар поможет?

А вот ответ на вопрос «Что делать?» депутаты пока не нашли. Хотя на заседании звучало множество предложений, ни одно из них не сможет переломить ситуацию в корне. Так, Эльгиз Качаев предложил возродить овощные базары, на которых торговали бы производители из Псковской, Новгородской, Ленинградской областей. Чтобы город выделял под такие рынки участки, устанавливал павильоны. Также в планах его ведомства развитие мелкой розницы и строительство крупного логистического центра — гигантского склада, куда местные фермеры свозили бы свою продукцию, а торговые сети её бы забирали.

Прозвучала и идея создать в Петербурге аналог социальной карты москвича. Этой пластиковой картой обеспечиваются в столице все льготники — от школьников до пенсионеров. У неё множество функций, но в данном случае депутатов заинтересовала главная: возможность автоматически получать скидку в социальных магазинах.

- Снизить цены, наверное, нереально, — вздохнул Александр Ходачек. — А вот замедлить их рост можно. Закон о торговле позволяет региональным властям регулировать цены на ряд товаров, если их стоимость в течение нескольких месяцев устойчиво растёт. Я бы также внёс изменения в антимонопольное законодательство, чтобы компании считались доминирующими, когда они занимают не 35 процентов рынка, как сейчас, а 25 процентов. Тогда у ФАС появится больше инструментов. Конечно же, и тут я согласен с Качаевым, необходимо развивать малый бизнес: на Западе ему принадлежит 50 процентов рынка в сфере торговли и услуг, и 50 процентов — крупным компаниям. К этому надо и нам стремиться. Ещё один способ — наладить сотрудничество с Ленобластью по прямым поставкам продуктов в магазины, хотя бы социальные, минуя всех посредников.

- Мы договорились, что должны выработать несколько предложений, как выйти из создавшейся ситуации, — рассказала Светлана Нестерова. — Соберёмся снова через месяц и обсудим конкретные идеи.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 515