Все о пенсиях в России

вчераПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Справедливость, соразмерность, прозрачность

Неделя Федерального собрания

29.01.2015 14:47

Таковы сегодня требования к новой редакции КоАП

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) - это закон, с положениями которого наиболее часто доводится иметь дело российскому гражданину. Об особенностях внесённой недавно в Государственную Думу общей части кодекса «Парламентской газете» рассказал один из её авторов - председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин.

— В рамках подготовки отчёта о развитии законодательства в прошлом году был глубоко проанализирован целый ряд областей законодательства. И в частности, остановившись на административном законодательстве, эксперты и правоприменители единодушно сочли, что новая редакция этого самого часто применяемого закона назрела. С момента его принятия в 2002 году в него вносилось множество изменений более чем 300 законами. А общее количество поправок уже превысило две тысячи.

Естественно, что для наиболее часто используемого кодекса это большая проблема. С кодексом работают множество людей, текст нацелен на предотвращение правонарушений со стороны практически всех групп общества, в том числе такой широкой, как участники дорожного движения, иностранцы, индивидуальные предприниматели, самые различные организации. Естественно, такой документ должен быть доступен, хорошо и однозначно понимаем. И самое главное, хорошо структурирован. Между тем, вы знаете, что всё больше разворачивалось дискуссий вокруг отдельных статей кодекса. Ведь он нацелен на предотвращение нарушений правил, устанавливаемых иными законами. Как, допустим, в главе 12 кодекса, где речь шла о санкциях за нарушение правил дорожного движения.

Реагируя на поступающие предложения, рабочая группа подготовила общую часть кодекса, смысл которой в определении основных подходов, системы и принципов наложения административных взысканий. При работе мы обобщили результаты научных исследований и судебной практики. Задача заключалась не в том, чтобы создать что-то принципиально новое по сравнению с действующей редакцией, а в том, чтобы дать ответы на самые насущные вопросы, дать наиболее полные и точные определения и уточнить полномочия разных государственных органов. Хочу подчеркнуть, что теперь законодательство в этой сфере будет состоять исключительно из этого кодекса и аналогичных законов, созданных в соответствии с ним субъектами Российской Федерации.

- В чём состоят основные подходы и принципы новой редакции КоАП?

- В последнее время, в том числе и в связи с визитом патриарха в Государственную Думу, мы всё больше говорим о такой категории, как «ценности». Поэтому авторы данного проекта очень подробно остановились на базовых принципах. Что ориентирует правоприменителей на соблюдение презумпции невиновности (понимая, что это не касается автоматических средств фиксации правонарушений - от превышения скорости до парковки на газонах), законности, справедливости, соразмерности (наказание должно чётко соответствовать тяжести правонарушения) и гуманизма. Речь идёт о том, что наказание не должно иметь целью причинение унижения, физических страданий, ущерба репутации юридического лица. Поэтому мы точно описываем все виды санкций за те или иные правонарушения.

Важно отметить, что проектом предусматривается вариантность видов административных наказаний. Санкции, предусмотренные им, имеют большой разбег верхних и нижних пределов. Важной новеллой является определение категорий правонарушений с разбивкой на три категории: грубые, значительные и менее значительные. Ряд критиков находят здесь аналог с Уголовным кодексом, однако такие параллели неверны. Хотя при этом мы закладываем здесь возможности декриминализации ряда деяний, которые потенциально могут перейти в административную плоскость, что будет означать определённую гуманизацию права.

- Штрафы по-прежнему прописаны в рублях? Не придётся ли их переписывать множеством поправок в связи с ростом инфляции?

- Система штрафов содержит как абсолютные фиксированные цифры, так и относительные, допустим, проценты от оборота, дохода за период и прочее. За наиболее грубые и общественно вредные правонарушения для физических лиц предусмотрены штрафы в размере от 10 до 100 тысяч рублей, за значительные - от 5 до 10 тысяч, за менее значительные - от 500 рублей до 5 тысяч. В ряде случаев предполагается снижение размера штрафов. Сама по себе эта система исходит не из показателей инфляции, а из сложившегося уровня конкретных пенсий, зарплат и доходов.

- Имеет ли смысл прописать какой-то лимит на поправки, после достижения которого необходимо выпускать новую редакцию закона?

- К сожалению, лимитов не существует, но когда поправок вносится много, это начинает носить раздражающий характер и говорит о неустойчивости правового акта. Притом что смысл права - в предсказуемости и устойчивости. С точки зрения социальной и, если так можно выразиться, юридической психологии очень важно, чтобы при наличии потребности во множественных изменениях некоего закона издавалась новая комплексная и выверенная редакция.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 733