Средства есть, а знания?

Неделя Федерального Собрания

Качество образования падает, несмотря на триллионы вложенных средств

Консолидированный бюджет образования составляет 3,3 триллиона рублей. Средства немалые, и есть надежда, что в скором времени они дадут отдачу. Ну а пока качество обучения в российских школах и вузах продолжает падать, несмотря на большое количество принятых программ и законов в этой области. К таким выводам пришли участники заседания Совета по образованию и науке при председателе Госдумы, впервые обсуждая доклад о государственной образовательной политике.

Доклад составлен в соответствии с новым Законом «Об образовании в РФ». По словам Сергея Нарышкина, важно, чтобы документ помогал при планировании работы законодательной и исполнительной власти. О том, что делало и будет делать вверенное ему ведомство, рассказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. В прошлом году в детских садах появилось 200 тысяч новых мест. В следующем году их станет больше ещё на 350 тысяч и, таким образом, все дети от 3 до 7 лет будут обеспечены местами. При этом необходимо сдерживать рост платы за содержание ребёнка в детском саду.

По словам министра, к 2019 году количество школьников увеличится на 2,5 миллиона. Большое внимание уделяется содержанию общих образовательных программ и учебников с учётом мнения общественности. Принят профессиональный стандарт педагога, во многих регионах действуют программы по повышению квалификации учителей.

В ходе заседания обсудили и тему ЕГЭ. Дмитрий Ливанов напомнил, что в 2015 году экзамен по математике разделят на базовый и профильный уровень, в ЕГЭ включат новый раздел, где школьники покажут умение формулировать свои мысли устно. Экзамен можно будет сдавать досрочно и пересдавать.

Одно из достижений министерства — рост зарплат учителей, который к концу года составит уже 60 процентов. Но в бюджете наблюдается сокращение расходов на образование, так что «нужно использовать внутренние резервы», считает министр. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Николай Булаев отметил, что консолидированный бюджет российского образования составляет 3,3 триллиона руб­лей и это несравнимо больше других отраслей. Так что задача номер один — эффективное расходование бюджетных средств.

Принятый в 2012 году закон об образовании позволил повысить доступность образования, изменил принципы выплаты и начисления заработной платы педагогическому сообществу. Вместе с тем многие проблемы ещё не решены. Например, нужно менять структуру профессионального образования, развивая систему среднего специального образования и закрывая неэффективные вузы.

В Комитете Госдумы по образованию находятся на рассмотрении два законопроекта, связанных с аккредитацией высших учебных заведений. Один из них упрощает процедуру изъятия государственной аккредитации, при этом вуз может продолжать работу, но выдавать диплом собственного образца. Также в комитете обсуждают законопроект о профессионально-общественной аккредитации. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов уверен, что работодателей нужно включить в процесс оценки качества образования. Сейчас эта практика развита слабо: с сентября 2013 года было проверено 830 вузов и только 18 из них представили результаты профессионально-общественной аккредитации.

Самая острая проблема состоит в том, что, несмотря на новые законы, систему ЕГЭ и другие нововведения, качество российского образования продолжает падать. Поэтому участники заседания подчеркнули, что в докладе Мин­обрнауки хотелось бы видеть не только цифры, но и чёткую стратегию развития образования на будущее. Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов отметил, что в докладе 500 страниц и он скорее напоминает отчёт о работе министерства, а должен быть более стратегическим и коротким.­

Просмотров 301