Все о пенсиях в России

два дня назадСемьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

два дня назадПолицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Опустошить счёт без шума и пыли

Социум

27.11.2014 19:44

Как клиенты банков становятся жертвами киберпреступников

Центробанк обязал кредитные организации усилить защиту платежей через Интернет и банкоматы. На такие меры ЦБ подтолкнул рост киберпреступности. Эксперты уверены в том, что основная причина мошенничества — это элементарное несоблюдение клиентами правил безопасности. Однако отслеживание фальшивых сайтов в Сети и осмотр банкоматов в обязанности граж­дан не входит. Впрочем, в Государственной Думе уже рассматривают законопроект, которым предлагается наказывать электронных воров тюремным сроком или исправительными работами.

Ловись, рыбка

С началом летнего сезона толпы российских туристов отправляются на пляжи Турции. У каждого из них в качестве финансовой по­душки безопасности с собой захвачена магнитная банковская карта. Но банкоматы не всегда под рукой, а те, что встречаются, зачастую с невыгодными условиями для россиян.

Этой ситуацией не замедлили воспользоваться турецкие мошенники. Российским туристам предлагается новый вид услуг — снятие наличных денежных средств в кассах торговых центров и магазинов. Процедуру сделали специально похожей на снятие денег в банкомате, чтобы усыпить бдительность.

Суть метода заключается в следующем. Мошенники под видом PIN pad ставят своё устройство, которое запоминает пин-код. Ничего не подозревающий клиент снимает наличку и продолжает отдыхать.

Тем временем злоумышленники делают поддельную банковскую карту с пин-кодом жертвы. Вернувшись на родину, некоторые туристы с удивлением обнаруживают, что все денежные накопления с банковской пластиковой карты куда-то таинственным образом исчезли. Всплывают они в Турции, оседая в карманах мошенников.

Такой вид нелегального промысла называется скиммингом. Самый известный его случай произошёл в Москве, когда шесть банкоматов ВТБ 24 подверглись атаке любителей чужих денег.

А клиенты Ситибанка стали первыми в России жертвами фишинга. Они подверглись массовой рассылке электронных писем, отправители которых от имени кредитной организации просили владельцев пластиковых карт уточнить личные данные.

Финансовая безграмотность

В соответствии с новым указанием мегарегулятора банки теперь должны информировать граждан о появлении в Сети ложных ресурсов и программного обеспечения, имитирующих интерфейс интернет-банкинга кредитных организаций.

Перейти на чипованный пластик мегарегулятор потребовал ещё летом 2013 года, так как он лучше защищён. Но подавляющее большинство вообще не использует чипы. Дело в том, что себестоимость этих карт в среднем в четыре раза выше, чем пластика с полоской.

Аналитик Ассоциации российских банков Тимур Аитов сообщил, что затраты лягут на Центробанк, кредитные организации и на самих потребителей. «Всё-таки граждане не меньше банков заинтересованы в таких картах», — сказал эксперт.

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству Владимир Парахин считает, что главный источник бед — это ротозейство самих клиентов, человек внимательный никогда не станет жертвой мошенников.

Согласен с депутатом и вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев. «Финансовая неграмотность людей поражает», — выразил мнение эксперт. Но оба признали необходимость повышения ответственности банков за уровень информационной безопасности.

Подорванное доверие

Конечно, иногда мы бываем рассеянными. Но перекладывать вину полностью на доверчивых клиентов несправедливо. Кредитные организации обязаны предот­вращать появление в Сети левых сайтов и уж тем более следить за своей собственностью — банкоматами. За рубежом распространена такая практика, когда банки компенсируют потери средств со счетов, если они вызваны недостаточной защищённостью или неразвитым обслуживанием клиентуры. Кроме того, в других странах киберпреступников регулярно отправляют за решётку, чего не скажешь о России.

А делать это нужно в обязательном порядке, поскольку 58 процентов россиян не считают Интернет безопасным способом оплаты товаров и услуг, предпочитая традиционные методы платежей. Об этом говорится в совместном исследовании «Лаборатории Касперского» и компании B2B International. Полностью доверяют онлайн-оплате только 15 процентов россиян.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 525