Все о пенсиях в России

два дня назадСемьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

два дня назадПолицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Сколько стоит спектакль

2014 — год культуры

20.11.2014 18:44

Цены на билеты в московские театры варьируются от 2 до 15 тысяч рублей

Впрочем, бывает и больше, поход в Большой театр, к примеру, может обойтись в 25-30 тысяч рублей. Театралы гадают: откуда такие цены? Некоторые оправдывают дороговизну: уж очень шикарные декорации, роскошные апартаменты, за такую красоту надо дополнительно платить. И, в общем, забывают, что реставрация исторических зданий делалась за наш с вами счёт, на деньги зрителей-налогоплательщиков.

Сосут бюджет

Большинство федеральных театров — на государственных субсидиях. Уверяют, что сами не в состоянии себя окупать. Постановки новых спектаклей в таких театрах — это система госзаказа. Прежде государство выделяло бюджетным организациям дотации, а сегодня эта помощь осуществляется в виде субсидий на выполнение некоего государственного задания. То есть государство выдаёт театру задание и само же его финансирует. В среднем московский театр получает от государства минимум 104 миллиона рублей в год. Затраты на спектакль (декорации, костюмы, спецэффекты), так же как и на билет, очень разные: от 300 тысяч до 20 миллионов рублей. Если не хватает денег, привлекают спонсоров. Оправдание финансовой беспомощности высокое — сохранение традиций русского репертуарного театра, таких, дескать, уникальных нет больше нигде в мире. И хотя есть мнение, что русский репертуарный театр давно уже умер, мы гордо представляем иностранному туристу глубокую психологическую драму, которая и на родине понятна лишь избранным. Вопрос о том, что театрам необходима реформа, стоит уже больше 10 лет. Нет, не стили и формы нужно менять, многообразие творческих экспериментов всегда плюс. Речь идёт о том, чтобы перевести театры на самоокупаемость. Ещё будучи президентом, Дмитрий Медведев подписал закон о бюджетных учреждениях. Согласно ему, театры должны были «оптимизировать» собственные расходы. Но воз и ныне там. В столичных Театре имени Моссовета, Театре на Малой Бронной или Театре сатиры труппы состоят как минимум из 80 человек. Больше половины артистов не работают или появляются в театре раз в месяц. Справедливо? Режиссёр Андрей Житинкин считает, что да. «В русском репертуарном театре мы охраняем стариков (они не оказываются на улице). Здесь просто так не уволишь актёра, если у него закончился контракт. Не секрет, что в такие театры трудно попасть на работу и все туда стремятся. Муниципальные театры находятся в более рисковых с финансовой точки зрения условиях. Актёр может заболеть, и он беззащитен, у нас не работают профсоюзы. А в федеральных театрах есть защита, мы пытаемся эту модель беречь», — говорит Андрей Житинкин.

Режиссёры уверены: скандалы, которые вспыхивают в театрах сегодня, возникают там, где большинство актёров взяты по контракту, они зарабатывают и требуют, молодёжь не устраивает зарплата, они идут в сериалы, хотят быть медийными. А вот в репертуарных театрах тишь да гладь. Никто из них не уходит. И постановка, на которую не идёт зритель, может оставаться в репертуаре месяцами. Естественно, это могут себе позволить только те театры, которые живут за счёт государственных дотаций.

В наш Малый, или Большой, или Художественный театры зритель приходит и платит большие деньги, чтобы увидеть богатые декорации, красивые костюмы, увидеть роскошь и уникальное здание. Ему, конечно, очень комфортно в буфетах, креслах. (Этим мы порой сильно отличаемся от западных театров.) А интересна ли пьеса? Насколько она актуальна? Это другой вопрос. Не секрет, что некоторые дотационные театры только гримируются под живой организм, на спектакли ходят родственники, о постановках пишут знакомые журналисты, и всё ради того, чтобы создавать видимость и рассчитывать на госфинансирование.

Работать и зарабатывать

«У меня театр маленький, негосударственный, смета спектакля зависит от жадности приглашённого режиссёра, — шутит руководитель Санкт-Петербургского театра имени Андрея Миронова Рудольф Фурманов. — Спектакль стоит 3-4 миллиона рублей. Деньги добываем исходя из реальных возможностей. Сегодня театры сосут деньги у государства, а должны зарабатывать сами. Человек, с которым я работал много лет — Константин Райкин, пригласил как-то всемирно известного режиссёра Роберта Стуруа. Тот сообщил, что работать будет за 50 тысяч долларов. У Райкина не было таких денег. Его пригласили на свадьбу в Дагестан. Он выступил, заработал эти деньги и пригласил Стуруа. Театры должны и могут зарабатывать сами, что делает, например, сегодня МХТ имени Чехова под руководством Олега Табакова. Театр должен быть заинтересован в выборе пьесы, в выборе режиссёра. И выручка должна оставаться в театре. Кстати, артист в государственных репертуарных театрах получает копейки — 20-30 тысяч в месяц. Процветают откаты, взятки. Большие деньги получает руководитель театра, и это безобразие не контролируется».

мнение

Олег Басилашвили, народный артист СССР:

- Театр сегодня, конечно, может зарабатывать деньги сам. Поставить чёрную икру по столам, пустить актрис, пусть пляшут, и пусть элитная часть нашего общества, которая заработала свои деньги в «честных» трудах, платит. Впрочем, тогда русский репертуарный театр будет уничтожен, но это ведь единственная возможность передать жизнь человеческого духа, о которой говорил Станиславский. До Константина Сергеевича и Владимира Немировича-Данченко российский театр был в основном антрепризным (за исключением нескольких императорских театров). Совсем недавно я был в Мадриде. Искал там национальный театр — испанский театр плаща и шпаги. Мне сказали, что театров в Мадриде нет. Есть только сцены, на которых выступают артисты — 1-2 спектакля, и расходятся. Испанского некогда прославленного театра больше нет. Мне кажется, должны быть в стране театры, которые поддерживаются государством по подсказке сведущих в театральном деле людей. Государству необходимо найти формы, чтобы поддерживать русский национальный театр. Да, наверное, штаты разрослись, надо их упорядочивать. Во многих театрах образовался балласт из артистов, которые никому не нужны по возрасту или дарованию. Выбросить их на улицу? Они просто умрут. Прежде чем заниматься театральными реформами, необходимо довести до сознания работников театрального дела, что им необходим профессиональный союз. И это то самое законотворчество, которое должно обсуждаться политиками.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 6730