Лётчики особого назначения. Партизанская война
70 лет победы: Документальная повесть
К лету 1942 года на территории оккупированной Белоруссии, в непроходимых для вражеской техники брянских и смоленских лесах сформировались и перешли к активным боевым действиям многочисленные партизанские отряды, действующие на территории протяжённостью несколько сотен километров От мелких диверсий, налётов на автоколонны и полицейские участки партизаны, ряды которых пополнили окруженцы и местные жители, перешли к разрушению коммуникаций противника — подрыву железнодорожных путей, мостов, эшелонов. Белорусская партизанская армия превратилась в серьёзную военную силу с централизованным подчинением и единым командованием.
Звено специального применения
Постановлением Государственного Комитета Обороны от 30 мая 1942 года при Ставке Верховного главного командования был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). Перед Военными Советами фронтов была поставлена задача — наладить связи между партизанскими отрядами для оказания им помощи и координации с действиями армии.
При штабе Московской авиагруппы особого назначения было сформировано Звено специального применения (спецзвено), самолёты которого были оснащены дополнительными топливными баками для многочасовых перелётов. По заданиям ЦШПД и разведуправления Генштаба экипажи совершали одиночные полёты ночью в глубокий тыл противника, забрасывая парашютные разведгруппы с коротковолновыми радиостанциями, задачей которых было установить радиосвязь партизанских соединений с Центром. Работа лётчиков требовала скрытного и особо точного выхода самолёта на точку выброса в строго определённое время. Инициатива в выборе маршрута и метода прохода линии фронта полностью принадлежала командиру корабля, который предварительно прорабатывал задание по карте вместе со штурманом.
После того как удалось наладить связь с действующим в районе Почепа партизанским отрядом имени Фурманова, совершавшим рейды на железную дорогу Брянск — Гомель, с 5 по 18 июня два самолёта спецзвена ежедневно производили вылеты с аэродрома Ельца, сбрасывая на световые сигналы костров диверсионно-подрывные группы, боевое снаряжение и боеприпасы.
Партизанские аэродромы
Помимо военных грузов и медикаментов, партизаны нуждались в специалистах по военному делу, инструкторах-подрывниках, радистах. Маневренность отрядов была невозможна без вывоза тяжелораненых. Была нужна постоянно действующая воздушная связь с Большой землёй. Началось создание партизанских аэродромов.
В рукописном журнале «Народный мститель» 208-го отряда кличевского партизанского соединения так описывалось прибытие самолёта с Большой земли на первый в Белоруссии партизанский аэродром после того, как партизанам удалось установить радиосвязь с Москвой:
«Командиру отряда принесли пакет. Это была радиограмма: «В ночь на 14 июля встречайте самолёт на посадку. Сигналы прежние. Хозяин». В 11 часов ночи по сигналу белой ракеты на партизанском аэродроме вспыхнули четыре костра. Партизаны оцепили посадочную площадку. Ждали самолёта из далёкой Москвы. Костры горели уже более двух часов, но самолёта всё не было. Наконец раздался шум мотора. Разрывая воздух мощными винтами, в темноте проплыл воздушный корабль. В воздух взвились две зелёные ракеты. Самолёт снижался, на боках фюзеляжа были видны звёзды. Колёса коснулись земли. Со всех концов аэродрома бежали люди и кричали: «Наш самолёт!». Самолёт остановился. Последний раз мощно проревели моторы и замолкли. На землю спрыгнул лётчик, за ним другой, третий… Партизаны окружили их. За почти год они впервые видели людей, прибывших оттуда, из-за линии фронта. Гостей засыпали вопросами: «Как дела на фронте? Когда конец войне?» Прозвучала команда к разгрузке. В самолёт сели два партизанских командира. Нужно было торопиться, чтобы успеть перелететь линию фронта до наступления рассвета. Воздушный корабль ринулся вперёд, набирая скорость, оторвался от земли и лёг курсом на восток».
Экипаж спецзвена под командованием Фроловского доставил в Москву партизанских командиров Якова Зайца и Петра Яхонтова. Они встретились с руководством ЦШПД и командованием Западного фронта и вернулись тем же самолётом в ночь с 18 на 19 июля с правительственными наградами для 125 кличевских партизан. Обратно было вывезено 19 тяжелораненых.
Эсэсовский «Орёл»
20 июля оккупанты начали карательную операцию под кодовым названием «Орёл» с применением артиллерии и авиации, плотным кольцом окружив Усакинский лес, где скрывались 13 партизанских отрядов численностью более 4 тысяч человек. С большими потерями партизанам удалось прорвать заградительные отряды и выйти из окружения, после чего партизанская зона в районе Кличева была зачищена частями СС: несколько деревень были сожжены, уничтожены сотни жителей.
* * *
К концу лета соединения вермахта вышли к Северному Кавказу и продвигались к Волге. Противник перебрасывал войска и технику в направлении главного удара для завершения операции на южном направлении.
Срыв вражеских перевозок стал первоочередной задачей. Штабы партизанского движения фронтов разрабатывали крупные операции по нанесению ударов по тылам и коммуникациям противника, которые координировались из Центра. В Москве в спецшколах готовили подрывников и радистов для заброски в партизанские отряды, шла разработка портативных мин замедленного действия, усовершенствованных радиостанций для работы во вражеском тылу.
По заданиям ЦШПД и партизанских штабов Центрального, Западного, Ленинградского фронтов лётчики авиагруппы начали регулярные полёты, доставляя вооружение, мины, взрывчатые вещества, тол, детонаторы. Партизанская борьба стала организованной и набирала силу накануне «рельсовой войны», которая вскоре охватила большую часть оккупированной территории.
Из шифрограммы Разведуправления Генштаба РККА
Начальнику авиа-группы особого назначения
Прошу Вашего распоряжения произвести выброску на парашютах 5-ти групп Главного Разведуправления Генштаба РККА в период времени с 5.4.42 по 10.4.42. в следующие районы:
1. Группа в 6 чел. в район г. Гомеля
2. — « — 5 — « — - « — Киев
3. — « — 4 — « — - « — Днепропетровск
4. — « — 2 — « — - « — Кривой Рог
5. — « — 4 — « — - « — Киев
Из донесения командира партизанской бригады «Дядя Костя»
«Прибыло самолетом 3 товарища и 14 грузовых парашютов.
Выносим партизанскую благодарность и заверяем, что полученное вооружение ураганной гибелью обрушится на фашистов.
Спасибо пилоту корабля — точная и чистая работа».