Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Лётчики особого назначения

70 лет победы: Документальная повесть

16.10.2014 17:16

В последних числах июня 1942 года немецкие войска перешли в последнюю фазу подготовки к решительному наступлению на севастопольские оборонительные рубежи. Главная цель наступательной операции — взятие города.

Хроника обороны и эвакуации

На протяжении 28 июня противник подтягивал к оборонительным рубежам Севастополя живую силу и технику. На маршруте к аэродрому начали барражировать «мессершмитты» с зажжёнными фарами для перехвата «Дугласов».

В ночь с 28 на 29 июня 14 самолётов с грузом бое­припасов и продовольствия вылетели в Севастополь. Когда они заходили на посадку, появившаяся в воздухе девятка «юнкерсов» нанесла прицельный бомбовый удар по лётному полю. Приземлившийся последним самолёт командира Шашина, пробежав 50 м, правым колесом попал в воронку от авиабомбы — ферма шасси была сломана, погнуты лопасти винта. Для восстановления машины на месте из Краснодара прибыла авиаремонтная бригада, которая под непрекращающимся обстрелом восстановила повреждённое шасси «Дугласа». В это же время прямым попаданием снаряда авиамастерские были разрушены вместе с самолётом.

В строю авиагруппы особого назначения оставалось восемь исправных самолётов в Краснодаре и девять на аэродроме станицы Кореновской. В течение двух дней ожидали прибытия из Внуково еще трёх «Дугласов».

* * *

Начало операции по взятию Севастополя немцы запланировали на 2 часа ночи 29 июня. В назначенное время противник открыл шквальный огонь по южному берегу Северной бухты и начал переброску десанта на шлюпках и катерах. На рассвете после массированной артподготовки танковые и пехотные войска пошли в наступление в направлении района Сапун-горы и к исходу дня овладели им.

Израсходовав весь боезапас, замолчала обороняющая Севастополь артиллерия.

В ночь с 29 на 30 июня Военные советы Севастопольского оборонительного района, Приморской армии и Береговой обороны ЧФ перешли на запасной флагманский командный пункт на ­35-й береговой батарее.

* * *

С рассветом 30 июня противник возобновил наступление по всему фронту. Ожесточённые бои шли на всех участках от южного берега Северной бухты до Малахова кургана.

Немецкие войска обошли город с юга и наступали в направлении Херсонесского мыса. К концу дня враг был уже на подступах к городу. Остатки защитников Севастополя отходили к последнему рубежу обороны, на Херсонесский плацдарм.

Утром этого дня командующий ЧФ и СОР вице-адмирал Октябрьский отправил радио­грамму командующему СКФ Будённому и наркому ВМФ Кузнецову: «…Исходя из данной конкретной обстановки, прошу Вас разрешить мне в ночь с 30.06 на 1.07 вывезти самолётами «Дуглас» 200-250 человек ответственных работников и командиров на Кавказ, а также, если удастся, самому покинуть Севастополь, оставив здесь своего заместителя генерал-майора Петрова».

К вечеру вице-адмирал Октябрьский получил ответную радиограмму от наркома ВМФ Кузнецова: «Эвакуация ответственных работников и ваш выезд на Кавказ Ставкой разрешены». На последнем заседании Военных советов ЧФ и Приморской армии было объявлено начало эвакуации.

К этому времени Херсонесский полуостров был заполнен тысячами людей. Жители города, остатки военных частей, способные передвигаться раненые из разбитых медсанбатов нескончаемым потоком шли к херсонесскому аэродрому и рейдовому причалу у 35-й береговой батареи в надежде на эвакуацию воздухом или морем. Организация посадки на аэродроме, окружённом неуправляемой многотысячной толпой, осложнялась. Для его охраны был сформирован отдельный стрелковый батальон ВВС ЧФ, площадку для разгрузки и загрузки «Дугласов» оцепили двойным кольцом. Линия фронта проходила сразу за лётным полем, и по садившимся «Дугласам» били немцы.

Из донесения командира 1-й эскадрильи МАОН Бухарова: «Разгрузка самолётов и посадка пассажиров происходили в беспорядке; не было никакого руководства. Самолёты разгружались силами экипажей. Около самолётов скапливалось очень много бойцов и командиров. Оставшиеся бойцы садились на стабилизаторы, фюзеляж и угрожали взрывом гранаты, если не посадят в самолёт».

Все тринадцать «Дугласов», взяв на борт 271 человека, поднялись в воздух. Последним самолётом командира Скрыльникова из Севастополя вылетели пятнадцать членов Военного совета ЧФ во главе с вице-адмиралом Октябрьским.

* * *

1 июля в 7 ч. 15 мин. утра военный комиссар Антонов отправил радиограмму из Краснодара в Москву начальнику ГУ ГВФ Астахову: «Выполнение задачи группой закончено. Конкретных перспектив работы нет. Если не будет со стороны Ставки и замнаркома дальнейших задач, считаю целесообразным группу отозвать».

2 июля по распоряжению командующего 5-й Воздушной армии генерал-майора Горюнова 18 самолётов авиа­группы начали перебазирование на основную базу МАОН во Внуково. Вечером вылетели в Москву первые 8 «Дугласов», остальные 10 — на следующее утро.

3 июля Совинформбюро сообщило, что Севастополь оставлен советскими войсками.

Справка

В результате Севастопольской операции с 21 июня по 1 июля 1942 года экипажи МАОН доставили 220 тонн боеприпасов и продовольствия и вывезли из Севастополя 2162 человека, совершив 229 ночных вылетов в осаждённый Севастополь.

Из донесения командира МАОН от 30 июня 1942 года

…Аэродром посадки — Севастополь — во время прилёта наших самолётов подвергался артиллерийскому обстрелу, бомбёжке и обстрелу с воздуха.

По донесениям командиров кораблей, сигналы на площадке для выброса слишком ярки и велики по количеству световых точек, прошу указаний Севастополю — выкладывать сигнал: треугольник только из трёх световых точек, так как этот район хорошо известен экипажам; ограничение световых точек обеспечит лучшую маскировку и предотвратит повторение бомбёжки авиацией противника…

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 828