Все о пенсиях в России

два дня назадСемьи погибших участников СВО с детьми до 23 лет смогут получать две пенсии

два дня назадПолицейским-ветеранам предлагают добавить льгот

15.05.2024Приставам запретят списывать пенсии детей-инвалидов за долги

Вера и знание — есть ли противоречия?

700-летие Сергия Радонежского

09.10.2014 18:37

Долгое время идеологический штамп об интеллектуальной темноте верующих превалировал в общественном мнении. Между тем Церковь во все времена утверждала: знание не мешает, а помогает обрести веру в Бога. Существует ли конфликт между православным и светским взглядом на вопросы образования или он является надуманным? Этот вопрос был задан участникам очередных Сергиевских бесед в пресс-центре «Парламентской газеты».

Преподобный Сергий Радонежский, память которого Церковь широко отмечала на этой неделе, 8 октября, является покровителем обучающихся — именно у него студенты и школьники просят помощи в тяжёлую экзаменационную пору. Есть тому исторические основания: в житие преподобного рассказывается, что лишь встреча с неизвестным старцем, которая легла в основу знаменитой картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», позволила ему обрести способность к знаниям.

Церковь во все века утверждала, что знание эффективно тогда, когда оно преображает человека. Иеромонах Высоко-Петровского монастыря Геннадий (Войтишко), в прошлом редактор телепрограмм, заметил, что можно быть ходячей энциклопедией и одновременно быть недобрым с людьми: «Чудо с отроком Варфоломеем — это пример того, как открывшаяся способность к знаниям преобразила человека. Полноценная личность может преобразиться лишь тогда, когда прилагает большие усилия, в том числе в освоении наук. Но главная наука в жизни — научиться любить, о чём нам напоминает главный завет преподобного: «Любовью и единением спасётесь».

Необходимо ли верующему человеку стремиться к постижению наук? Заместитель председателя Синодального информационного отдела РПЦ Игорь Мещан подчеркнул, что образ современного православного человека сегодня совсем не тот, который царил в умах советских людей: на место малограмотных «бабушек в платочках» приходят люди широко образованные и просвещённые. «Важность этого подчёркивается всеми, начиная со Святейшего Патриарха Кирилла — человека, обладающего высочайшим уровнем образования. Чтобы понять суть нашей веры, нужно освоить большой объём информации», — убеждён Игорь Мещан.

Между тем мнение о конфликте православного и светского образования до сих пор бытует в нашем обществе. В этой связи сенатор Любовь Глебова напомнила: уже несколько лет прошло с момента подписания президентского указа о возможности применять светские программы в духовных образовательных учреждениях и наоборот. «Сегодня православные школы берут за основу общий образовательный стандарт, и стоит отметить, что качество обучения в них очень высокое», — утверждает она.

В школе преподаётся курс «Основы православной культуры», который, по мнению Любови Глебовой, позволяет воспитать чувство любви к Родине на примерах, которыми наполнена история нашей Церкви. Вместе с тем она предостерегла от попыток противопоставления светского и православного образования: «Недоговорённость по основным тезисам привела сегодня к ложному посылу: православие, мол, отрицает школьное образование! На деле наше светское образование обогащено изучением базовых духовных знаний, а православные школы расширяют свои возможности за счёт ввода светских курсов. И если возникают дискуссии, то это противоречия развития, а не застоя».

Сегодня в рамках курса ОПК можно изучать не только основы православия, но и других мировых религий. Эксперт Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ Юрий Юренко рассказал, что в одном из центральных регионов России не нашлось преподавателя основ исламской культуры. В итоге курс провёл православный специалист, уровень образования которого позволял преподавать такой специфический предмет. Таков ответ практиков на критику оппонентов по поводу «ущемления других религий».

Главной же проблемой остаётся уровень преподавания. К учителям, которые доносят духовные смыслы, требования повышенные — здесь «отбывать номер» невозможно. Потому нужна система подготовки учителей ОПК — на это обратил внимание Игорь Мещан. А Любовь Глебова заметила, что богатство материала ОПК достойно того, чтобы был разработан отдельный стандарт подготовки таких учителей.

Следующий логичный шаг в данном направлении — увеличение количества учебных часов на предмет. Пока что он преподаётся только в рамках четвёртого класса школы. Церковь, как подтвердил отец Геннадий (Войтишко), предлагает распространить этот курс со 2-го по 10-й класс, и концепция такого расширения разработана. Интересно, что в регионах, где преподаётся ОПК, резко снизилась детская и подростковая преступность.

И всё же споры на тему курса основ религиозной культуры в обществе сохраняются. Обусловлено это тем, что неотъемлемая для нашей культуры православная компонента была надол­го изъята из образования. Один из примеров привёл Игорь Мещан: со школы многие знакомы с творчеством знаменитого поэта Шота Руставели, но мало кто знает, что он был монахом. То же самое можно сказать о знании жизни святых и в первую очередь о Сергии Радонежском. Участники Сергиевских бесед единодушно признали, что память о нём — память о человеке, который внёс огромный вклад в формирование русского мира как совокупности непреходящих общемировых ценностей. И признано это не только в России — недаром в 14 странах дальнего зарубежья действуют 22 храма, названные в честь преподобного Сергия.

из жития преподобного Сергия Радонежского

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознёс свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог даёт тебе, дитя моё, уразуметь грамоту, ты превзойдёшь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры. «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это даётся тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». 

Читайте нас в Telegram
Просмотров 620