День Победы в Великой Отечественной войне

09:28Матвиенко: Мы всегда будем свято чтить память тех, кто отдал жизнь за Отечество

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераОткуда появилась традиция писать письма на фронт неизвестным людям

Бюджет внесён в парламент

Неделя Федерального Собрания

02.10.2014 18:54

Первое чтение законопроекта в Госдуме запланировано на 24 октября

Во вторник утром, 30 сентября, офицеры фельдъегерской службы внесли в здание Государственной Думы две большие, запломбированные печатями сумки. Этим протокольным церемониалом перед представителями средств массовой информации и законодателями было продемонстрировано официальное внесение Правительством России в Государственную Думу проекта бюджета на 2015-2017 годы и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Если в предыдущие годы в день внесения главного документа страны в парламент журналистам и парламентариям приходилось пару часов томиться в ожидании, то на этот раз бюджет был доставлен, как и было запланировано, в 10:45. А в 11:00 к прессе вышел председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он рассказал, что всего представлено 10 070 страниц материалов.

В течение одного дня комитет оценит представленные Правительством документы на предмет соответствия Бюджетному кодексу и внесёт в Совет Государственной Думы предложение о комитетах-соисполнителях по всем направлениям бюджета. Проект бюджета направляется также в Совет Федерации, Президенту и в Счётную палату, а также во все специализированные крупные научно-исследовательские учреждения. На рассмотрение главного финансового документа России отводится два месяца.

Андрей Макаров обратил внимание на то, что в этом году, с учётом сложной ситуации и внешних рисков, Госдума, приняв изменения в Бюджетный кодекс, дала согласие на то, чтобы бюджетообразующие налоговые законы можно было принимать и после 1 сентября. Это временная норма, которая действует только в 2014 году, что означает, что одновременно с рассмотрением бюджета депутаты будут рассматривать и налоговые законопроекты.

Правительство оценивает финансовое положение страны весьма оптимистично. По прогнозам, рост ВВП в следующем году достигнет 1,2 процента, хотя в этом году он составил всего 0,5 процента. Цена на нефть запланирована в прежнем размере — 100 долларов за баррель. Курс доллара намечен в размере 37,7 рубля за доллар. Проект бюджета отправили в регионы — в течение месяца они могут представить свои предложения по законопроекту. Андрей Макаров подчеркнул, что все поступившие материалы разместят в Интернете, и они будут доступны любому гражданину, если он захочет ознакомиться с параметрами бюджета. Заседания комитета, на которых будут обсуждать бюджет, планируется транслировать в Сети.

мнение экономиста

Чтобы обеспечить рост, нужен решительный поворот

Основной статьёй расходов внесённого бюджета по-прежнему обозначены социальная поддержка граждан и оказание социально значимых услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры. На эти цели направляется 57 процентов средств расходной части федерального и региональных бюджетов. И сам по себе этот факт, конечно, является позитивным.

Однако в условиях до предела обострившейся международной обстановки и внешнего давления на нашу страну уже недостаточно одного лишь сохранения социальной ориентации бюджетных расходов по той простой причине, что в случае негативного развития событий объём этих расходов будет не­уклонно сокращаться. Вместе с объёмами самой нашей экономики.

Как подчеркнул при утверждении проекта бюджета на заседании Правительства его глава Дмитрий Медведев, российский ВВП в этом году, по оценкам Минэкономразвития РФ, вырастет на полпроцента. Начиная со следующего года можно ожидать некоторого ускорения — до 1,2 процента, в 2016 году — до 2,3 процента, а в 2017 году — на уровне 3 процентов. Но это, подчеркнул премьер, основной, базовый сценарий, а есть и более пессимистические варианты. Об одном из них, кстати, рассказывается в этом номере «Парламентской газеты».

Так вот, чтобы в нынешних условиях обеспечить даже и упомянутый более чем скромный экономический рост, необходимо осуществить наконец давно назревший разворот всей экономической политики государства к производству. В частности, во главу угла всех финансово-бюджетных усилий вместо пресловутого «обеспечения макроэкономической стабильности» срочно поставить поддержку отечественной высокотехнологичной промышленности и сельского хозяйства.

Малополезная заначка

В этом смысле предварительное ознакомление с основными положениями проекта федерального бюджета показывает, что такой разворот в нём пока что не прописан. Между тем, к примеру, если в следующем году объём Резервного фонда должен составить около 3,5 триллиона рублей, то в 2016 и 2017 годах — вырасти до 3,6 триллиона и 3,7 триллиона рублей соответственно. Возникает закономерный вопрос: а так ли нужно его наращивать в сложившейся ситуации? Для чего эту заначку копим? Может быть, целесообразнее некоторую её часть — конечно, при условии выверенных расчётов — направить в виде государственных инвестиций на развитие хотя бы отдельных приоритетных производств и на импортозамещение основных продуктов питания?

Ведь из всей мировой практики хорошо известно, что в сложных ситуациях частный бизнес никогда не рискует своими капиталами в виде инвестиций (за исключением, естественно, тех вариантов, которые способны дать моментальную прибыль), пока не получит чёткого сигнала от государства: в такие-то отрасли вкладывать выгодно. Государственные капиталовложения, таким образом, служат своеобразным инвестиционным локомотивом.

До прорыва пока далеко

То, что этот прорыв для сегодняшней России жизненно необходим, не оспаривает, наверное, никто. Но вот бюджетно-инвестиционное обеспечение такого прорыва, к сожалению, под вопросом. Так, при обсуждении проекта бюджета в Правительстве министр экономического развития Алексей Улюкаев, в частности, подтвердил факт замедления инвестиционного процесса в стране. «Сейчас мы имеем минус 2,5 процента инвестиций в основной капитал, — заявил он. — Примерно такая тенденция сохранится и до конца года».

Но ведь эти слова министра прямо означают, что никакого промышленного и аграрного прорыва в следующем году ожидать не приходится: чем прорываться-то, если основные фонды промышленных и сельскохозяйственных предприятий попросту ветшают и сокращаются?! Ну не хочет российский частный капитал инвестироваться в производство — и всё тут. Кстати, отсутствие ожидаемого изменения положения дел в будущем году косвенно подтверждает и сам министр Улюкаев, когда говорит, что «начиная с 2016 года мы ожидаем восстановления инвестиций частного капитала на основе роста уверенности и большей прозрачности в макроэкономике и геополитических отношениях. В целом рост инвестиций составит 1,6 процента в 2016 году и 2,9 процента в 2017 году». Выходит, инвестиции в нашу экономику пойдут не раньше 2016 года? Но тогда в каком же году России ждать от них отдачи и как мы ещё дотянем до этого года?

Напротив, Правительство косвенно подтверждает неизбежность грядущего продолжения бегства столь необходимых стране капиталов за рубеж: в период 2016-2017 годов прогнозируется сокращение объёма оттока капиталов и выхода его «на более приемлемый уровень» — 20-30 миллиардов долларов в год. Но возникает вопрос: «более приемлемый уровень» — это для сегодняшней ли ситуации, в которой оказалась Россия? И ещё: откуда уверенность, что даже этого уровня удастся достичь — после того как отток капиталов в нынешнем году может составить от 100 до 150 миллиардов долларов? И никаких решительных мер по изменению положения до сих пор не принято.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 448