Все о пенсиях в России

20.04.2024Какие выплаты положены при выходе на пенсию

20.04.2024Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Станислав Говорухин: Мой фильм оценят лет через 20

2014 — год культуры

25.09.2014 18:01

В прокат выходит новый фильм Станислава Говорухина Weekend. С 16 октября картина в кинотеатрах страны. Режиссёр считает, что сегодняшний зритель его Weekend не поймёт, он привык к юмору «ниже плинтуса», а в фильме этого нет. Премьера состоится не только в России, картина выйдет и в странах СНГ. Представляя свою новую работу, Станислав Говорухин как режиссёр поделился своими взглядами на мировой кинематограф, а как законодатель — о работе в Государственной Думе.

О новом фильме

Я поставил себе задачу снять увлекательный фильм, чтобы во время просмотра никому не захотелось бы выйти или посмотреть на время: сколько ещё осталось до конца? Смыслы потом находят зрители, критики. Иногда сразу, порой через годы. Фильм снят в стиле нуар. Был такой знаменитый стиль в конце 50-60-х годов, особенно им увлекались французы и американцы. У французов это фильмы с Ивом Монтаном, Жаном Габеном, Аленом Делоном. Я показал фильм Weekend на открытии «Кинотавра», перед этим он был показан на «Мосфильме», интересовался, какая будет зрительская реакция. Приняли неплохо. Будет ли международный прокат? Я из тех режиссёров, которых мало волнует судьба фильма после того, как он сделан. Тем более что я прекрасно понимаю: для того, чтобы сегодня фильм увидели миллионы, нужны огромные деньги на рекламу: затраченные на пиар средства порой превышают суммы, потребовавшиеся на производство, в несколько раз.

О сегодняшнем зрителе

Кино такое, какой зритель. Сегодня оно коммерческое. Чтобы зритель в кино шёл, снимают комедии с юмором ниже плинтуса, только такие сюжеты воспринимаются этой полуграмотной молодёжью, из неё-то как раз на 90 процентов и состоят кинозалы. Вот таким, как сегодня, и будет кинематограф в ближайшие годы, и не только в России, во всём мире, и в Америке такие же тупые подростки сидят в кинотеатре. И там голливудское кино, не американское, прошу не путать. Разве возможно сравнить то, что снимают сегодня, с американским кинематографом двадцати-тридцатилетней давности? Совершенно другой уровень, а всё потому, что другие люди в кинотеатре. Когда я снимал фильм, я знал, что делаю картину, которая никому не нужна, понимая, какая публика заполнила сегодня кинотеатр. Но нашёлся прокатчик, может, он самоубийца, я не знаю, он собирается донести этот фильм до широкого зрителя.

Планы по Довлатову и «Конец прекрасной эпохи»

Я написал сценарий по мотивам произведений Сергея Довлатова. Герой картины — журналист. Сюжет начинается 21 июля 1969 года, в этот день американцы полетели на Луну, а ещё сегодня историки признают, это время конца оттепели в СССР. Фильм у меня так и называется: «Конец прекрасной эпохи». Под «прекрасной эпохой» и Довлатов, и Бродский понимали те полтора десятилетия, которые начались после XX Съезда партии в 56-м году, они продолжились до ввода войск в Чехословакию. Вспомните этот период: откуда ни возьмись появилась потрясающая литература — и «городская проза», ярким представителем которой был Юрий Трифонов, и «деревенщики» (Распутин, Белов, Астафьев, Абрамов), потрясающая плеяда поэтов (Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава, Высоцкий). Возник новый Театр («Современник», Театр на Таганке, БДТ товстоноговский). Первый спутник, человек в космосе — всё это то, о чём Пушкин, описывая атмосферу, которая царила в обществе после победы над Наполеоном, писал так: «Как сильно бились тогда сердца людей при слове Отечество». Я снимаю фильм об атмосфере, которая царила в обществе в 69-м году. Окончание работы не скоро, думаю, пройдёт года три-четыре.

О российском кинематографе

Киностудии в стране можно пересчитать по пальцам: «Мосфильм», «Ленфильм», студия Горького, Свердловская киностудия, я очень рад, что теперь у нас будет Ялтинская киностудия. Это совершенно очевидно, что она заработает. За это взялся и Президент РФ, и Союз кинематографистов. Никита Михалков на встрече в Ялте докладывал, что уже сделано, что будет сделано, и я думаю, что к следующему лету Ялта будет похожа на ту Ялту, какой она была лет тридцать назад, когда одновременно летом в городе снимали по 10-12 киногрупп.

О Голливудском кино и политике государства

Я считаю, что у нас излишек голливудской продукции, и мы в России не имеем представления о том, что делается в мировом кинематографе. На наших экранах не хватает европейского кино. И какие бы у нас ни были сегодня отношения с Евросоюзом, всё равно нам следует помнить, что в Европе очень сильная кинематография, её надо знать. Есть мнение: целесообразно сделать так, чтобы доля американского кино на экранах страны не превышала 60-70 процентов. Это невозможно хотя бы потому, что мы выпускаем всего 60-70 отечественных фильмов в год (50 процентов из них вообще не предназначены для показа широкой пуб­лике). Мне кажется, стоило бы немножко сократить долю голливудских фильмов за счёт европейского кино, за счёт великолепной корейской и японской кинематографии. Кстати, я считаю, что сделать это будет очень непросто, потому что многие нити нашего кинопроката в руках американцев.

16 сентября открылась осенняя сессия, у Комитета по культуре много планов. Во-первых, мы готовим закон о культуре, без которого пока живёт страна. Во-вторых — Крым, его культура нуждаются в заботе государства. Нужны законные и подзаконные акты, касающиеся, например, собственности. Другие документы, над которыми мы собираемся работать: закон о меценатстве, закон о ввозе и вывозе культурных ценностей.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 630