Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Из страны уходят триллионы

Пресс-центр

25.09.2014 18:51

Скрытые финансовые резервы для развития российской экономики находятся в иностранных офшорах

Ограничить использование офшорных схем вплоть до применения уголовной ответственности за уход от налогообложения предлагает группа сенаторов во главе со спикером палаты регионов Валентиной Матвиенко. Соответствующие поправки недавно были внесены на рассмотрение Государственной Думы. О готовящихся нововведениях в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин.

Бюджетные кредиты «чужие» не получат

- В ноябре прошлого года по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко мы провели анализ контрольных мероприятий Счётной палаты о внешнеторговом обороте российской экономики по итогам 2012 года, — говорит сенатор. — Оказалось, что из 500 миллиардов долларов 329 миллиардов прошли через офшорные юрисдикции. Это очень большая сумма. Она сопоставима с федеральным бюджетом, который составляет 13,5 триллиона рублей, и это только те деньги, которые зафиксированы в таможенных декларациях. При этом мы не учитывали суммы, которые могли стать предметом исследования правоохранительных органов.

Ситуация заставила нас серьёзно задуматься, потому что, посмотрев структуру внешнеторгового оборота, мы увидели, что офшорные схемы активно применяются при торговле углеводородным сырьём, чёрными и цветными металлами, лесом, нефтепродуктами. Офшоры активно используются с 2004 года, когда из статьи Уголовного кодекса была изъята такая очень важная деталь, которая квалифицировала агрессивную налоговую оптимизацию как уголовное преступление. Это искажение бухгалтерской отчётности, непредставление деклараций «и иные нарушения». Так вот, это слово «иные» в 2004 году убрали, и это открыло большие возможности для использования офшорных схем для ухода от налогообложения.

Мы поняли, что нужно вносить серьёзное изменение в налоговое, бюджетное, уголовное законодательство. Необходимо ограничить участие офшорных и иностранных компаний в конкурсных процедурах по использованию бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Было принято решение ограничить доступ иностранных агентов к бюджетным кредитам, ввести конфискацию имущества юридических лиц, которое использовалось для совершения незаконных финансовых операций.

Мы не стали ждать, пока Правительство разработает весь этот пакет, и создали рабочую группу при Совете Федерации, пригласив в неё российских экспертов и представителей бизнеса.

Также для нас было важно, что президент Владимир Путин в своих посланиях Федеральному Собранию в 2012 и 2013 годах дважды делал акцент на деофшоризиции экономики. Первым делом он призвал к порядку крупные компании. Думаю, что по итогам года, используя свои полномочия, заложенные в законе о парламентском контроле, вместе со Счётной палатой мы будем анализировать, как они отнеслись к Посланию президента.

Регионам нужны деньги

Два месяца назад мы провели парламентские слушания, на которых обсуждали финансовые проблемы регионов. По оценке моих коллег-сенаторов, острую нехватку средств испытывают почти повсеместно. В регионах накопились огромные долги. На сегодняшний день это более 1,7 триллиона рублей, и это не считая трёхсот миллиардов рублей, которые задолжали муниципалитеты.

Наша позиция твёрдая. Мы требуем от Министерства финансов, чтобы была реализована дорожная карта по совершенствованию межбюджетных отношений. Она предполагает создание условий для сбалансированности региональных и местных бюджетов. Надо не только выдавать субсидии и трансферты из федерального бюджета, но и пересмотреть пропорции налоговых отчислений из регионов в федеральную казну. Они должны оставлять у себя больше денег, которые смогут направить на развитие экономики.

Бюджет времён санкций

Нашему Правительству не позавидуешь. Ему пришлось, что называется, менять коней на переправе. Из-за санкций, когда бюджет на следующую трёхлетку был практически свёрстан, пришлось искать дополнительные источники доходов и ограничивать расходы. И этот процесс пока окончательно не завершён.

На состоявшемся 18 сентября заседании Госсовета, посвящённом приоритетам экономической политики в новых геополитических условиях, было принято решение, что Правительство представит к 1 октября новый пакет мер по импортозамещению в основных секторах российской экономики. Очевидно, что они должны быть учтены в ходе принятия поправок к данному законопроекту во втором чтении.

Например, это касается бюджетной поддержки нашего аграрного сектора. Защитные контрмеры на продовольственном рынке освобождают прилавки наших продовольственных магазинов для продукции наших крестьян и рыбаков. Но этого мало. Нужно создать для них такие условия, чтобы они смогли её произвести и доставить до покупателя.

Проект бюджета предполагает определённое увеличение расходов на поддержку сельского хозяйства. Однако этого явно недостаточно, чтобы в короткий срок заметно нарастить производство мяса, молока, овощей, фруктов. Необходимы и дополнительные бюджетные расходы на дотирование железнодорожного транспорта с целью доставки дальневосточной рыбы и морепродуктов в европейскую часть страны.

Нельзя также забывать, что бюджет у нас теперь разрабатывается и исполняется в программном формате. Поэтому нужно будет вносить изменения в программы, направленные на развитие реального сектора экономики. Это касается, например, программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которой должна решаться задача импортозамещения в таких ключевых отраслях, как производство электронных компонентов и станкостроение.

Финансирование данной программы должно более чем на 80 процентов осуществляться из внебюджетных источников. Очевидно, что в условиях резкого ухудшения инвестиционного климата рассчитывать на значительный приток частных инвестиций не приходится и нужно увеличивать долю бюджетного финансирования.

Однако нет худа без добра. Санкции заставили нас решать проблемы, которые мы многие годы откладывали в долгий ящик. Они поставили нас перед необходимостью задуматься о том, как превратить бюджет в действенный инструмент экономического развития страны. И в этом я вижу позитивную сторону бюджетной политики в эпоху санкций.

Мнение

Сергей Шугаев

руководитель экспертной группы по разработке законодательства по деофшоризации российской экономики:

- Наши первоначальные предложения были более радикальными, чем те поправки, которые внесены в Государственную Думу. Мы предлагали ввести налог на операции с низконалоговыми юрисдикциями, как это сделали многие страны Евросоюза. Но из-за особенности нашей экономики такое нововведение могло бы нарушить систему взаимоотношений крупных компаний. Сейчас такой налог применять нельзя, но мы, как экспертное сообщество, от этой идеи не отказываемся и считаем, что налог на операции с офшорами был бы эффективным инструментом не борьбы с самими офшорами, а источником пополнения бюджета.

Ещё эксперты предлагали изменить уголовное законодательство, которое на первый взгляд не допускает возможности применения офшорных схем, но судебная практика сложилась таким образом, что использование офшоров стало обычным делом.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 485