Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Лётчики особого назначения. Оборона Москвы

70 лет победы | Документальная повесть

11.09.2014 17:55

Продолжаем публикацию документального повествования о малоизвестных фактах боевых действий советских лётчиков московского авиаотряда специального назначения

С первого дня войны на аэродром Внуково, ставший базой Московской авиа­группы особого назначения, со всей страны начали прибывать пассажирские «Дугласы». Вместо привычного рейсового листа командир корабля получал боевое задание и экипаж уходил в свой первый полёт, доставляя на линию фронта оружие, снаряды, горючее для танков, медикаменты, консервированную кровь. Обратно вывозили раненых, аппаратуру заводов, музейные ценности.

Самолётный парк МАОН составили 69 ПС-84 — лицензионный вариант американского Douglas DC-3, который до войны собирали на авиазаводе №84 в Химках для дальних высотных авиалиний Советского Союза. С 1942 года, после эвакуации производства в Ташкент, выпуск был возобновлён в военно-транспортной модификации Ли-2. В обиходе самолёт называли «Дугласом».

Поначалу собранные из мирной жизни «Дугласы» шли на боевые задания без вооружения и маскировки-камуфляжа. Бортовую связь не использовали из опасения, что противник может запеленговать самолёт. Летали поодиночке на бреющем полёте, стараясь слиться с рельефом местности, чтобы избежать самой опасной атаки — снизу. Тяжелогружёные самолёты, единственным защитным маневром которых были резкое снижение и уход на бреющем, служили хорошей мишенью для истребителей противника, которые подходили к ним вплотную и безнаказанно расстреливали с расстояния 15-20 метров.

За первые три месяца авиагруппа потеряла 27 самолётов: 12 в воздухе и 15 при бомбардировке аэродромов. Ещё восемь пропали без вести и два были по ошибке сбиты своими истребителями.

Командир МАОН майор Владимир Коротков: «Выполняя боевые задания, в ходе операций нам приходилось учиться на самой жизни, что стоило нам очень и очень дорого. С первых дней войны мы стали нести солидные потери и встал вопрос: как летать? Прятались в ложбинках, на вершинах деревьев, закамуфлировали самолёты, но это не спасло. Встал вопрос о том, как самим огрызаться. Мы добились, чтобы нам дали вооружение, и своими средствами вооружили самолёт, что с первых же дней принесло большую пользу».

Всё обширное хозяйство внуковского аэропорта, который не успели ввести в эксплуатацию до начала войны, перешло к авиагруппе. В незаконченных ангар-мастерских оборудовали цеха и освоили все виды ремонта «Дугласов». Для выездного восстановления были сформированы четыре полевые бригады. В малярном цехе самолёты начали камуфлировать по естественной окраске местности, с красной звездой в центре фюзеляжа.

За две недели, с 15 июля по 1 августа 1941 года, цех вооружения Внукова разработал и испытал в воздухе опытную огневую конструкцию: сверху на фюзеляже была установлена полусферическая башенная турель, из прорези которой выглядывал крупнокалиберный авиационный пулемёт ШКАС, в задней части по бортам выдвигались два ручных пулемёта ДА. Кресла пилотов укрепили бронеспинками. В состав экипажа был введён бортстрелок-радист, с которым командир корабля мог держать связь по переговорному устройству.

Уже к середине сентября 26 машин имели огневые установки. Экипажи перешли от пассивной защиты к обороне, и первый же вооружённый «Дуглас» сбил два «мессершмитта», которые по обыкновению вплотную подошли к нему для атаки.

Разработка была утверждена в качестве типового штатного вооружения и передана на авиазавод для серийного выпуска.

Противник продвигался к Москве и Ленинграду. 30 сентября 2-я танковая группа Гудериана прорвала оборону на левом фланге Брянского фронта, двумя днями позже перешли в наступление основные силы группы армий «Центр». Утром 3 октября вражеские танки были на подступах к Орлу. Это было началом операции под кодовым названием «Тайфун» по захвату Москвы.

Ставка поставила МАОН задачу в кратчайший срок перебросить под Орёл 5-й воздушно-десантный корпус. На рассвете 3 октября авиагруппа в полном составе вылетела в Тейково Ивановской области — отправной пункт десантирования, в распоряжение командующего ВДВ генерал-майора Василия Глазунова.

Шли сильные дожди, нависала низкая облачность. Два орловских аэродрома подвергались непрерывным налётам и бомбардировке, маршрут контролировали вражеские истребители. «Дугласы» шли по одному, без прикрытия. При подходе к линии фронта самолёт снижался, командир корабля находил место и прямо с курса сажал самолёт рядом с позициями противника. Бортстрелки вели наблюдение за воздухом и прикрывали высадку десантников огнём башенных пулемётов. С каждым часом обстановка осложнялась, бои придвинулись вплотную к границе лётного поля.

Самолёты заправлялись горючим во Внукове и возвращались в Тейково, где у каждой стоянки уже ждали группы бойцов с вооружением и боеприпасами. Загружались, не выключая моторов, и стартовали в воздух прямо со стоянок с минутным интервалом. За день экипажи совершали по три рейса, перебрасывая 20-25 человек за каждый. В последний день, 5 октября, десантирование в Орле стало невозможно и его продолжили в Мценске.

Переброшенные под Орёл десантные части сковали маневренность противника на подступах к Москве и дали возможность выиграть жизненно необходимое время для перегруппировки резервных сил. С 3 по 5 октября самолёты МАОН перебросили 5440 бойцов и 12,5 тонны боеприпасов, совершив 218 вылетов. Это стало первой массированной десантной операцией авиагруппы.

15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы». В течение пяти дней всё оборудование аэродрома Внуково было демонтировано и вывезено в 200 вагонах в Новосибирск и Казань. Штаб МАОН был перебазирован в Москву, самолёты рассредоточены по вспомогательным аэродромам.

4000 кг мелинитовых зарядов с детонаторами заложили под бетоном взлётного поля Внукова. Объект был подготовлен к подрыву.

продолжение следует

Читайте нас в Telegram
Просмотров 1620