Земельным штрафам предстоит доработка

Социум

Законопроект о повышении штрафов за самовольный захват земель и нецелевое их использование прошёл первое чтение в Госдуме 20 июня. Второе и третье чтение должно было состояться до конца весенней сессии, однако многочисленные замечания по концепции документа не позволили совершить «блицкриг». Зато теперь у депутатов и представителей исполнительной власти появилось время, как следует проанализировать предлагаемые изменения и предложить свои поправки.

В том, что данный документ сегодня нужен, убеждены практически все. Сегодня особо ретивые землевладельцы, некогда выкупившие по два-три участка в дачных товариществах, возводят на них автосервисы, собачьи питомники и даже постоялые дома. (О новом законопроекте, запрещающем строительство много­квартирных домов на дачных участках см. тематические страницы «Строительство» 2(12).) С вступлением закона в силу штрафы таким умникам грозят немалые. Предполагается, что с 1 января 2015 года за нецелевое использование земельного участка граждане заплатят от одного до полутора процентов его кадастровой стоимости, но не менее 10 тысяч рублей, а должностные лица — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости, но не менее 20 тысяч рублей, юридические лица — 2-3 процента, но не менее 100 тысяч рублей.

Аналогичное наказание предусмотрено и за самовольный захват земельного участка, поскольку действующие сегодня небольшие штрафы не мешают владельцам прирезать землю к своему участку. Именно по этой причине в Подмосковье подходы ко многим водоёмам оказались перегороженными каменными заборами. Местные власти, как правило, бездействуют, спокойно наблюдая, как захватывают муниципальные земли. «В основе земельной коррупции размытость собственности на землю, — считает директор национального союза землеустроителей профессор Государственного университета по землеустройству Александр Фомин. — Многие земли сельскохозяйственного назначения в 90-е годы были розданы сельчанам в качестве долевых наделов. Однако половина из этих земель сегодня в собственность не оформлена. Чья это земля теперь, до конца непонятно». По мнению Александра Фомина, предлагаемый законопроект лишь частично затрагивает проблему оформления земель.

Между тем в заключении Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству отмечено, что принятие документа «будет способствовать снижению количества нарушений земельного законодательства и интенсификации использования земельных участков, что позволит повысить эффективность управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц».

Проблемы, однако, возникают с тем, как предлагается достигнуть этой цели. Законопроект представляет собой поправку в КоАП, а значит, предлагаемые в нём санкции не должны расходиться с уже существующими. На этот момент обращает внимание юрист по земельным вопросам Юрий Борев.

«Величина штрафа за самозахват участка или его нецелевое использование зависит от того, какова кадастровая стоимость захваченной земли. То есть за одно и то же правонарушение штраф предусмотрен разный, — говорит он. — Такой подход противоречит общим правилам назначения административного наказания, установленным в КоАП».

Кроме того, вопросы вызывает и деятельность оценщиков (именно они определят кадастровую стоимость участка, на основе которой рассчитывается штраф), которая сама по себе ещё пока слабо регулируется законодательством.

Вопрос об объективности оценки понимают и в Комитете Госдумы по вопросам собственности. Этот комитет является профильным в разработке закона об оценочной деятельности. Сейчас законопроект готовится ко второму чтению. Юристы комитета констатируют, что в целом ряде случаев кадастровая стоимость земельных участков в разы, а иногда и в десятки раз отличается от рыночной.

Проблема нецелевого использования земли также отражена в Гражданском и Земельном кодексах. Их, похоже, авторы законопроекта изучили не слишком внимательно. А ведь в вышеназванных кодексах уже предусмотрены санкции за нецелевое использование участка.

Например, из статьи 284 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в связи с неиспользованием может быть изъят земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. Аналогичное нарушение указано и в статье 45 Земельного кодекса Российской Федерации.

«В связи с этим непонятно, почему в проектируемой части 3 статьи 8.8 КоАП предусматривается иной подход и речь уже идёт о штрафах», — говорит Юрий Борев.

Однако, несмотря на серьёзную доработку, график принятия законопроекта, который по плану Правительства должен вступить в силу с января 2015 года, вполне может быть выдержан.

Просмотров 339