Новый исламский халиф требует повиновения
Международная жизнь
Самопровозглашённый глава «Исламского халифата» Абу Бакр аль-Багдади в своём первом публичном выступлении в мечети «Ан-Нур» в иракском городе Мосул потребовал подчинения от мусульман всего мира.
Как известно, в июне текущего года боевики группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватили административный центр иракской провинции Найнава город Мосул, а также родной город бывшего президента Ирака Саддама Хусейна Тикрит. Затем в результате их активных боевых действий были захвачены ряд других населённых пунктов как в самом Ираке, так и на территории Сирии.
Напомним, что эта суннитская группировка была образована в 2006 году в Ираке и первоначально называлась «Исламское государство Ирака». В 2013 году она активно включилась в боевые действия против сторонников Башара Асада на территории Сирии и была переименована в «Исламское государство Ирака и Леванта». Своей главной задачей она поставила создание единого исламского государства на территориях Ирака, Ливана и Сирии.
В настоящее время численность ИГИЛ оценивается в 12-15 тысяч человек, однако она постоянно возрастает за счёт притока в неё иракцев, сирийцев, а также наёмников из других арабских и исламских стран, из числа афганских и пакистанских талибов, мусульман из стран Евросоюза и России. В конце июня Абу Бакр аль-Багдади заявил о создании «Исламского халифата» и переименовал ИГИЛ в «Исламское государство». Подобное переименование можно расценить как претензии нового «халифа» на территорию Иордании и Турции, а возможно, и других стран, где государственной религией является ислам.
В своём выступлении в мечети новоиспечённый халиф заявил: «Я лидер, который возглавляет вас. Я не лучший из вас, но если вы считаете, что я прав, помогите мне». «Если вы считаете, что я ошибаюсь, то дайте мне совет и направьте меня на правильный путь, повинуйтесь мне так, как я повинуюсь Аллаху», — добавил он. Некоторые эксперты полагают, что публичное заявление аль-Багдади направлено на привлечение новых боевиков в ряды его группировки, а также является претензией на лидерство в исламском мире в противовес «Аль-Каиде».
Последние события в Ираке и Сирии показывают, что нельзя недооценивать силу сторонников «халифа». Его боевики хорошо вооружены, имеют большой опыт боевых действий, а также отличаются предельной жестокостью. В ходе захвата иракских городов они безжалостно убивали десятки и сотни своих противников, разрушали христианские церкви, шиитские мечети и другие религиозные памятники, которые не соответствуют их понятиям об исламе.
Вместе с тем действия суннитских экстремистов не получили прямой поддержки даже со стороны признанных религиозных авторитетов. Так, глава Всемирного союза мусульманских богословов шейх Юсуф аль-Кардави заявил, что действия группировки «Исламское государство», лидер которой «снискал себе печальную славу своими зверствами и радикальными взглядами», не могут служить на благо «исламского проекта». Богослов также добавил, что название «халифат» должно быть даровано «всей мусульманской нацией в целом».
Пока регулярная иракская армия не может оказать достойного сопротивления боевикам группировки аль-Багдади, а правительство вынуждено было обратиться за помощью к США. Вашингтон направил в Ирак 200 советников, 500 морских пехотинцев, а также оказывает помощь в ведении разведки. Иран, который заявил о том, что он не допустит разрушения шиитских религиозных святынь в Кербеле, Неджефе и Самарре, пока воздерживается от прямого вмешательства в конфликт.
Международные аналитики, указывая на рост исламского экстремизма на всём Ближнем Востоке, рисуют весьма мрачные перспективы будущего Ирака и прогнозируют наличие предпосылок для децентрализации страны и её полного раскола на несколько образований по религиозной принадлежности (шииты и сунниты) и по национальности (курды). В развале страны, исходя из стремления устранить политического и экономического конкурента, заинтересованы ведущие игроки на ближневосточной арене в лице США, Саудовской Аравии, Турции и Израиля.