Кому-то — пряник кому-то — кнут

Социум

Чтобы увеличить налоговые поступления, Минфин решил действовать в соответствии с поговоркой

С 2007 года в России отмечается снижение налоговых доходов. В основном эти потери компенсируются за счёт нефтегазового сектора, который обеспечивает около трети поступлений в федеральный бюджет.

Инвесторы поедут на Дальний Восток

Решить проблему сокращения налоговых поступлений Минфин предлагает за счёт изменения системы налого­обложения промышленности, предпринимателей, предоставления налоговых преференций регионам, повышения ставок акцизов и введения налога на недвижимость. Судя по дискуссии, которая развернулась на парламентских слушаниях в Государственной Думе, где рассматривался проект основных направлений налоговой политики на 2015-2017 годы, эксперты к инициативам министерства относятся очень настороженно.

«Мы должны решить главную проблему — проблему региональных бюджетов. Общий долг субъектов Российской Федерации на 1 января 2011 года составлял 1 триллион рублей, на 1 января 2013-го — 1,35 триллиона рублей, а на начало этого года — 1,73 триллиона руб­лей. Задолженность регионов перед банками в 2013 году составляла 704,2 миллиарда рублей, а за первые два месяца этого года она увеличилась ещё на 88,5 миллиарда рублей», — сообщил глава думского Комитета по бюджету и налогам Анд­рей Макаров, добавив, что в этом году долги региональных бюджетов перед коммерческими банками могут достигнуть сорока процентов.

Чтобы поддержать регионы, Минфин предлагает разрешить им в разумных пределах самостоятельно принимать решения о предоставлении налоговых льгот. Особые преференции получат Дальневосточный федеральный округ, Забайкальский край, Республика Бурятия и Иркутская область. Предполагается, что власти этих регионов смогут принимать решения о поддержке инвестиционных проектов на своей территории вплоть до обнуления ставки налога на прибыль на пять лет с момента получения первых доходов от реализации проекта. В последующие пять лет регион сможет снизить ставку налога на прибыль до десяти процентов. Одновременно на этот же срок льготы предоставят и по уплате налогов в федеральный бюджет.

Ждём налог на недвижимость

Основная дискуссия развернулась вокруг налога на недвижимость. К концу нынешнего десятилетия он полностью заменит налог на имущество и взиматься будет не с инвентаризационной, а с рыночной стоимости жилья.

По окончании шестилетнего переходного периода все квартиры, жилые дома, постройки на садовых и дачных земельных участках, гаражи и объекты незавершённого строительства будут облагаться налогом по ставке не более 0,1 процента от их рыночной стоимости. Если совокупная стоимость всех объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности физического лица, превысит триста миллионов рублей, то заплатить придётся уже 0,5 процента. Если она больше трёхсот миллионов рублей, то налог составит один процент.

Для запуска новой системы нужно провести кадастровую оценку недвижимости, и, по словам главы Минфина Антона Силуанова, она в целом завершена. «Мы видим большой потенциал налога на недвижимость для доходов бюджетной системы. По результатам кадастровой оценки было выявлено намного больше объектов недвижимого имущества по сравнению с теми, по которым сейчас уплачивается налог на имущество физических лиц», — сообщил министр.

В словах главы Минфина усомнилась председатель Счётной палаты Татьяна Голикова. По её информации, кадастровые базы для расчёта налога составлены меньше чем наполовину, а Росреестр не укладывается в отведённые сроки для сбора информации.

Татьяна Голикова не исключает, что за счёт нового налога региональные власти постараются компенсировать выпадающие доходы бюджета. Ставки будут определять субъекты, и если Правительство их не ограничит, то налог может оказаться слишком высоким. Не исключено, что платить придётся в 3-4 раза больше по сравнению с существующими тратами на выплату налога на имущество. Однако министр заверил, что налог существенно вырастет только для владельцев элитной недвижимости, крупных земле­владельцев и собственников торговых центров, а при утверждении ставок региональные власти смогут устанавливать для льготников пониженные коэффициенты.

Акцизы давят на карман

Много вопросов у экспертов вызывают планы Минфина по повышению ставок акцизов. Взять, например, сигареты. С 2007 года по 2013 год минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром уже выросла более чем в шесть раз. Это позволило увеличить доходы бюджета с 50,3 миллиарда рублей в 2007 году до 252,9 миллиарда рублей в 2013 году. С учётом существующего дефицита бюджета вроде бы неплохо, но миллионы российских курильщиков, мягко говоря, не в восторге от такой налоговой политики.

Синхронизировать увеличение акцизов в России с аналогичными процессами в Казахстане и Белоруссии предложила Татьяна Голикова, потому что возможность сохранения существующих темпов роста ставок столь высокими темпами ограничена угрозой создания экономически выгодных условий для увеличения нелегального оборота табака и алкоголя. Ставки акцизов в Республике Беларусь составляют примерно 80-90 процентов от российского уровня, а разрыв с Республикой Казахстан всё ещё остаётся существенным — в два раза ниже, чем в России. Поэтому сигареты выгоднее производить в Казахстане, а продавать у нас. Много в нашей стране продаётся и недорогих сигарет белорусского производства, которые пользуются популярностью у населения из-за приемлемого соотношения цены и качества. Торговые границы между нашими странами открыты, и в Россию поставляются неограниченные партии сигарет.

Сомнительно выглядят планы по очередному повышению акцизов на алкогольную продукцию. Ведь постоянный рост акцизов на крепкие напитки приводит не только к повышению сбора налогов, но и стимулирует увеличение нелегального рынка, потому что при нынешних ценах отечественным производителям водки рисковать стало гораздо интересней, чем раньше. Большие объёмы нелегального алкоголя на Урал и в Сибирь идут из дружественного Казахстана, и если планы по повышению ставок в два раза в течение ближайших трёх лет реализуются, то этот бизнес станет ещё более привлекательным.

Негативно для отечественной промышленности и сельского хозяйства может сказаться очередной рост акцизов на бензин и дизельное топливо, и от этого пострадают конечные потребители, которым придётся заплатить за повышение ставок при покупке товаров.

Эксперты в этой ситуации предлагают проиндексировать ставки налогов и сборов, которые остаются неизменными с момента принятия Налогового кодекса, то есть с начала 2000-х годов. Взять, например, водный налог, который не менялся с 2004 года, за прошлый год он дал российской казне всего 2,5 миллиарда рублей.

Просмотров 343